1-2 июля в столице Каракалпакстана Нукусе многотысячная толпа устроила массовые протесты, которые переросли в столкновения с силовиками. Поводов к беспорядкам послужили поправки в Конституцию, по которым Республика Каракалпакстан (входящая в состав Узбекистана на правах автономии), лишается суверенитета. Хотя в условиях Узбекистана подобная автономия имелась лишь на бумаге, население явно дорожит этим статусом.
Протестующие стали нападать на правоохранителей и попытались захватить административные здания. В результате столкновений, по официальным данным, погибли 18 человек, сотни ранены. Используя внезапно возникшее недовольство, деструктивные силы решили воспользоваться моментом.
Реагируя на происшедшее, президент РУз Шавкат Мирзиёев ввел в автономии режим чрезвычайного положения.
Дело не только в поправках
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, к. и. н. Станислав Притчин сообщил, что за протестами наверняка стояли организаторы, которые координировали беспорядки.
– История, конечно, не только про поправки, всё гораздо глубже, – говорит С. Притчин. – Стоит напомнить, что и в советское время этот регион имел особый статус с особым финансированием. Сейчас же экономическая и экологическая ситуация в Каракалпакстане не самая лучшая по сравнению с остальным Узбекистаном. Эти и другие факторы заложили в менталитете местного населения ощущение, что край существенно отличается от остальной страны.
Есть как бы досада на Ташкент, что вопрос с новой Конституцией (в которой исключались положения о суверенитете и праве выхода автономии из состава Узбекистана) решался без полноценного общественного обсуждения. В результате резко произошла мобилизация, появились сигналы того, что в организации беспорядков были задействованы представители иностранных государств и неправительственных организаций. Я думаю, что узбекские власти в ближайшее время предоставят доказательство того, что мобилизация проходила при иностранном вмешательстве.
Не случайно после беспорядков появилась информация о том, что были допрошены активисты из Каракалпакстана, проживающие в Алма-Ате, это дает основание предполагать, что действительно были организаторы извне, которые накручивали местное население.
Отдельно нужно смотреть, с какими лозунгами выходили протестующие, однако нельзя сказать о том, что Каракалпакстан каким-то образом был недооценен центральными властями. Особенно в последнее время видно, что в регионе реализуются крупные экономические проекты, идет озеленение дна Аральского моря, активно развивается газодобывающая отрасль. В целом Ташкент предпринимает шаги по развитию региона, создаются условия для повышения уровня жизни местного населения.
Сам статус автономии в составе Узбекистана, объективно говоря, во многом символический. Полагаю, что никто не рассматривал возможность организации референдума по выходу из состава Узбекистана. Нет никаких фактов притеснения каракалпаков, никаких данных о том, что были какие-то конфликты на этнической почве, которые могли бы стать основанием для того, чтобы люди были чем-то системно недовольны.
Беспорядки во многом случились потому, что произошло определенное недопонимание. В связи с этим наличие внешнего фактора в событиях можно лишь предполагать. Согласно обрывочным данным, некие неправительственные организации готовились к этим событиям и активно включились в них, координировали мобилизацию, рассылку приглашений, организацию уже самих митингов. Сами протесты проходили системно и массово, они сумели организовать серьезное сопротивление правоохранительным органам.
На ровном месте нельзя организованную такую большую толпу, которая может противостоять силовикам. И хотя пока веских доказательств внешнего воздействия общественности не предоставили, мы имеем все основания предполагать, что оно и было.
– Тогда кто был в этом заинтересован?
– С одной стороны, мы можем говорить про деструктивную роль западных неправительственных организаций, которая была заметна по очень многим моментам. Заметны эти НПО были в ошских событиях в Кыргызстане (в 2010 году), когда различного рода этнографические конфликтные организации якобы собирали информацию о возможном недовольстве накануне конфликта. Заметны и в попытках цветных революций в странах ЦА, и в беспорядках в Андижане в 2005 году.
В нынешней ситуации, когда у Запада есть запрос на второй фронт против России, антироссийские силы испытывают большой соблазн втянуть Узбекистан во внутренний конфликт. Не забудем, что беспорядки в Каракалпакстане случились почти сразу после январских беспорядков в Казахстане, в итоге два союзника России в регионе, наиболее сильные и крупные игроки, могли погрязнуть в хаосе. Для Российской Федерации это была бы большая проблема, потому что у нас серьезная взаимозависимость по миграционным и экономическим вопросам, а также обязательства в сфере безопасности. Поэтому, если будет подтверждение внешнего вмешательства, скорее всего, интересантами этих событий окажутся западные неправительственные организации.
После ухода из Афганистана инструментарий у западных стран ограничился. Поэтому НПО и игры на конфликтах – это тот инструмент, который мог бы быть задействован и в Каракалпакстане.
– Подобные события могут повториться в обозримой перспективе?
– С большой долей вероятности мы можем предполагать, что узбекские власти ситуацию максимально подробно изучат и проведут разбор. Мы сейчас уже видим, что начались перестановки в высших эшелонах власти, произошла замена главы администрации президента. Сам Ш. Мирзиёев активно включился в работу по урегулированию ситуации, он дважды прилетал в Нукус, анонсировал отказ от изменений в норму Конституции, которая касается статуса Каракалпакстана.
То есть мы видим, что Ташкент готов к диалогу и сотрудничеству, готов слышать людей. Показательным стало выступление президента в каракалпакском парламенте, где он отчитал депутатов, которые не предупредили его о такой реакции людей.
В то же время очевидно, что теперь «подзакрутят гайки», введен режим ЧП (снят с 21 июля при сохранении комендантского часа), это означает, что ситуация будет под пристальным контролем Ташкента и на особом карандаше у президента. В ближайшее время в Каракалпакстане силовики не допустят повторения подобного рода событий.
В целом это был серьезный урок для администрации Мирзиёева в вопросах работы с населением, проведения фокус-групп, оценки возможной реакции населения на те или иные решения властей. Это в принципе всегда была сильной стороной администрации второго президента Узбекистана. Думаю, что сейчас эти механизмы еще более будут задействованы для мониторинга ситуации, – резюмирует Станислав Притчин.