Именно так была названа башня Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) в рейтинге "самых абсурдных строений коммунистической эпохи" американского журнала Businessinsider.
Да, нечто зловещее в этом сооружении, наверное, есть, прежде всего, в его остроконечных венчающих элементах, особенно смотреть на него в мрачную, грозовую погоду. Однако всё-таки данная башня призвана олицетворять прогресс, технологическое развитие, устремленность в будущее.
Итак, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики находится на углу Тихорецкого и Светлановского проспектов в Калининском районе Петербурга. Данное футуристическое бетонное сооружение, лишенное какого-либо декора, по своему облику резко выделяется на фоне панельных зданий и домов рубежа веков, окружающих его. Помимо жилищного массива памятник советского модернизма окружают парк Сосновка и сад Бенуа.
Создан 29 января 1968 г. как Особое конструкторское бюро технической кибернетики Ленинградского политехнического института для проведения научных исследований и создания наукоемкой продукции для оборонных отраслей промышленности. В 1981 г. ОКБ было преобразовано в самостоятельное научное учреждение, а в 1994 г. институт получил статус Государственного Научного Центра.
Строительство здания для конструкторского бюро было начато еще в 1973 году по проекту архитекторов С. В. Савина и Б. И. Артюшина. Стройка затянулась аж до 1987 года.
ЦНИИ РТК можно назвать одним из шедевров ленинградской школы советского модернизма. К особенностям советского модернизма, который господствовал в отечественной архитектуре в 1955-1991 годах, относятся функционализм, смелость композиционных решений, использование железобетона, как основного строительного материала, использование облицовочных материалов, минимальная декоративность. В модернистской архитектуре Ленинграда прослеживаются старые петербургские традиции, что выражается, к примеру, в использовании своеобразного варианта «большого ордера», сильно выступающих эркеров, «красных линиях». Хорошо все это прослеживается, например, в ансамбле университетского городка в Петродворце.
ЦНИИ РТК состоит из двух зданий - самого института и башни. Композиция здания построена на классическом для архитектуры советского модернизма резком контрасте горизонтальных масс и выдающегося башенного объема. Проект ЦНИИ РТК был вдохновлён бруталистской архитектурой Нового Белграда, которая отличается простотой, величественностью, футуристичностью, грубостью и, собственно, брутальностью.
4-этажный основной корпус, в котором больше чувствуются петербургские черты, покоится на 1-этажном постаменте и выглядит динамично благодаря плавному изгибу вдоль Тихорецкого проспекта. Ленточное остекление дополнено системой из вертикальных перемычек, которая частично защищает помещения от попадания солнечного света, которого и без того не слишком много в городе на Неве. Часть здания, выходящая на восток, на Светлановский проспект, представляет собой 2-этажный "корабль", нависающий над землей и полуподземными помещениями и покоящийся на высоких тонких колоннах.
Доминантой является 77-метровая башня полая внутри в виде, если можно так выразиться, "бетонного тюльпана", расположенная на возвышенности в южной части и обращенная к двум проспектам. В ней располагается огромная лаборатория для испытания космической техники (как, например, манипулятора "Бурана", советского аналога шаттла ). Острые "ребра" контрольно-испытательной станции придают ей космический вид и одновременно в некоторой степени создают образ готического собора с нервюрами и острыми шпилями. Особый ритм, динамика получается благодаря этим "ребрам" и треугольнообразным нишам под ними. Индивидуальные панели сложной формы для башни были специально изготовлены в Ленинграде из керамзитобетона по особому разрешению Госстроя. Вместе с антенной, достроенной в 1990-х годах, высота здания составляет почти 105 метров.
Надо заметить, что антенна удачно, логично завершила общую структуру комплекса. Эта металлическая конструкция придала еще большую устремленность здания вверх как в композиционном, так и в символическом смысле. Великолепно, гармонично, на мой взгляд, подобранны пропорции доминанты - диаметр с высотой соотносятся как 1:2 и 1:3 с антенной соответственно. Такое решение не делает башню слишком удлиненной вверх или слишком приплюснутой, никакой карикатурный эффект не возникает, сооружение с достоинством возвышается над окрестностями.
Итак, завершая небольшой рассказ, хочется отметить, что модернизм в Ленинграде был не отторжением традиции, а рефлексией по ее поводу. Это модернизм традиционализма — не «воинственный», но диалогичный — чем и интересен. В эпоху космоса и джаза ленинградские зодчие продолжали мыслить ансамблями, а не отдельными объектами, что тогда казалось совершенно архаичным, но именно такой средовой подход сегодня оказывается наиболее современным. На самом деле на карте Петербурга много модернистских зданий, и башня ЦНИИ РТК является одним из выдающихся образцов местной позднесоветской архитектуры. Она, на мой взгляд, есть квинтэссенция этого северного района Северной столицы. Доминанта, окруженная улицами с "научно-техническими названиями" (проспект Науки, улица Обручевых, улица Академика Глушко, улица Академика Константинова, Политехническая улица, улица Гидротехников и т.д.), сама уже символизирует собою стремление к рациональному, промышленному, техническому развитию, несмотря на то, что создана на излете советского периода.
Советский модернизм весьма противоречивый стиль, противоречивый не только по формально-стилистическому и градообразующему принципу, но и по личному отношению каждого зрителя к его образчикам. Еще много живет людей, заставших СССР, в особенности, его поздний период, одни связывают с ним достижения в науке и спорте, бесплатные образование и медицину, другие же железный занавес, дефицит, цензуру, туманность коммунистических идеалов, претерпевших в конце концов крах. Все это во многом перекладывается на восприятие объектов ленинградского модернизма в широких массах. Поэтому, к сожалению, многие сегодня не видят художественную ценность данных зданий, считая их бездушными скучными серыми бетонными монстрами, всячески ратуя за снос или «реконструкцию». Такие разговоры были, например, относительно Морского вокзала, а про печальную судьбу СКК лишний раз вспоминать не хочется. Остается надеяться, что комплекс ЦНИИ РТК простоит долго, будет украшать собою пересечение Тихорецкого и Светлановского проспектов и радовать глаз гуляющих там людей.
#цнииртк #санктпетербург #архитектура #советскиймодернизм #ленинград #башня