Найти тему
Болтовня о камнях

"Сатанистский храм" на Тихорецком проспекте

Именно так была названа башня Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) в рейтинге "самых абсурдных строений коммунистической эпохи" американского журнала Businessinsider.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Да, нечто зловещее в этом сооружении, наверное, есть, прежде всего, в его остроконечных венчающих элементах, особенно смотреть на него в мрачную, грозовую погоду. Однако всё-таки данная башня призвана олицетворять прогресс, технологическое развитие, устремленность в будущее.

Вид из сада Бенуа
Вид из сада Бенуа

Итак, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики находится на углу Тихорецкого и Светлановского проспектов в Калининском районе Петербурга. Данное футуристическое бетонное сооружение, лишенное какого-либо декора, по своему облику резко выделяется на фоне панельных зданий и домов рубежа веков, окружающих его. Помимо жилищного массива памятник советского модернизма окружают парк Сосновка и сад Бенуа.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Создан 29 января 1968 г. как Особое конструкторское бюро технической кибернетики Ленинградского политехнического института для проведения научных исследований и создания наукоемкой продукции для оборонных отраслей промышленности. В 1981 г. ОКБ было преобразовано в самостоятельное научное учреждение, а в 1994 г. институт получил статус Государственного Научного Центра.

Строительство здания для конструкторского бюро было начато еще в 1973 году по проекту архитекторов С. В. Савина и Б. И. Артюшина. Стройка затянулась аж до 1987 года.

Вид из парка Сосновка
Вид из парка Сосновка

ЦНИИ РТК можно назвать одним из шедевров ленинградской школы советского модернизма. К особенностям советского модернизма, который господствовал в отечественной архитектуре в 1955-1991 годах, относятся функционализм, смелость композиционных решений, использование железобетона, как основного строительного материала, использование облицовочных материалов, минимальная декоративность. В модернистской архитектуре Ленинграда прослеживаются старые петербургские традиции, что выражается, к примеру, в использовании своеобразного варианта «большого ордера», сильно выступающих эркеров, «красных линиях». Хорошо все это прослеживается, например, в ансамбле университетского городка в Петродворце.

Вид из сада Бенуа весной
Вид из сада Бенуа весной

ЦНИИ РТК состоит из двух зданий - самого института и башни. Композиция здания построена на классическом для архитектуры советского модернизма резком контрасте горизонтальных масс и выдающегося башенного объема. Проект ЦНИИ РТК был вдохновлён бруталистской архитектурой Нового Белграда, которая отличается простотой, величественностью, футуристичностью, грубостью и, собственно, брутальностью.

Основной корпус и башня Контрольно-испытательной станции
Основной корпус и башня Контрольно-испытательной станции

4-этажный основной корпус, в котором больше чувствуются петербургские черты, покоится на 1-этажном постаменте и выглядит динамично благодаря плавному изгибу вдоль Тихорецкого проспекта. Ленточное остекление дополнено системой из вертикальных перемычек, которая частично защищает помещения от попадания солнечного света, которого и без того не слишком много в городе на Неве. Часть здания, выходящая на восток, на Светлановский проспект, представляет собой 2-этажный "корабль", нависающий над землей и полуподземными помещениями и покоящийся на высоких тонких колоннах.

Вид из сада Бенуа
Вид из сада Бенуа

Доминантой является 77-метровая башня полая внутри в виде, если можно так выразиться, "бетонного тюльпана", расположенная на возвышенности в южной части и обращенная к двум проспектам. В ней располагается огромная лаборатория для испытания космической техники (как, например, манипулятора "Бурана", советского аналога шаттла ). Острые "ребра" контрольно-испытательной станции придают ей космический вид и одновременно в некоторой степени создают образ готического собора с нервюрами и острыми шпилями. Особый ритм, динамика получается благодаря этим "ребрам" и треугольнообразным нишам под ними. Индивидуальные панели сложной формы для башни были специально изготовлены в Ленинграде из керамзитобетона по особому разрешению Госстроя. Вместе с антенной, достроенной в 1990-х годах, высота здания составляет почти 105 метров.

Башня ЦНИИ РТК без антенны. Фото из открытых источников
Башня ЦНИИ РТК без антенны. Фото из открытых источников

Надо заметить, что антенна удачно, логично завершила общую структуру комплекса. Эта металлическая конструкция придала еще большую устремленность здания вверх как в композиционном, так и в символическом смысле. Великолепно, гармонично, на мой взгляд, подобранны пропорции доминанты - диаметр с высотой соотносятся как 1:2 и 1:3 с антенной соответственно. Такое решение не делает башню слишком удлиненной вверх или слишком приплюснутой, никакой карикатурный эффект не возникает, сооружение с достоинством возвышается над окрестностями.

-9

Итак, завершая небольшой рассказ, хочется отметить, что модернизм в Ленинграде был не отторжением традиции, а рефлексией по ее поводу. Это модернизм традиционализма — не «воинственный», но диалогичный — чем и интересен. В эпоху космоса и джаза ленинградские зодчие продолжали мыслить ансамблями, а не отдельными объектами, что тогда казалось совершенно архаичным, но именно такой средовой подход сегодня оказывается наиболее современным. На самом деле на карте Петербурга много модернистских зданий, и башня ЦНИИ РТК является одним из выдающихся образцов местной позднесоветской архитектуры. Она, на мой взгляд, есть квинтэссенция этого северного района Северной столицы. Доминанта, окруженная улицами с "научно-техническими названиями" (проспект Науки, улица Обручевых, улица Академика Глушко, улица Академика Константинова, Политехническая улица, улица Гидротехников и т.д.), сама уже символизирует собою стремление к рациональному, промышленному, техническому развитию, несмотря на то, что создана на излете советского периода.

-10

Советский модернизм весьма противоречивый стиль, противоречивый не только по формально-стилистическому и градообразующему принципу, но и по личному отношению каждого зрителя к его образчикам. Еще много живет людей, заставших СССР, в особенности, его поздний период, одни связывают с ним достижения в науке и спорте, бесплатные образование и медицину, другие же железный занавес, дефицит, цензуру, туманность коммунистических идеалов, претерпевших в конце концов крах. Все это во многом перекладывается на восприятие объектов ленинградского модернизма в широких массах. Поэтому, к сожалению, многие сегодня не видят художественную ценность данных зданий, считая их бездушными скучными серыми бетонными монстрами, всячески ратуя за снос или «реконструкцию». Такие разговоры были, например, относительно Морского вокзала, а про печальную судьбу СКК лишний раз вспоминать не хочется. Остается надеяться, что комплекс ЦНИИ РТК простоит долго, будет украшать собою пересечение Тихорецкого и Светлановского проспектов и радовать глаз гуляющих там людей.

#цнииртк #санктпетербург #архитектура #советскиймодернизм #ленинград #башня