Найти тему
Дилетец

Сказка «Марко Богатый и Василий Бессчастный» и культ бога Аида.

Как известно мифы и религии со временем подвергались различными переработками, реформами, трансформациями. Не исключение образ бога Ямы. Поэтому очень сложно определить, что является первичной основой того или иного мифологического образа. Как раз одной из отличительной чертой образа бога Ямы как раз является первоначальная «неродовитость», простонародное происхождение. Один из примеров героя с простонародным происхождением является русская народная сказка «Марко Богатый и Василий Бессчастный».

Здесь следует отметить, все что мы знаем о культе Осириса-Аида-Ямы он был формирован уже в эпоху существования рабовладельческих государств, а имеющие в наличии сказания имели жреческое и аристократическое происхождение, к тому же имеющие глубокую переработку. А версия русской народной сказки имеет народное происхождение, сохраняющие архаичные элементы, хотя в литературной обработке.

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Сказка начинается с того момента, когда злому, жестокому, пребогатому купцу Марко Богатому два старичка седеньких предсказывают, что его дочь Анастасия выйдет замуж на сына бедняка Василия Бессчастного. Как уже отмечалось, в сказках старички, старцы выполняли роль жрецов, брахманов, волхвов, каликов. Узнав про это предсказание Марко Богатый решил погубить Василия Бессчастного еще в младенчестве. Для этого для начала Марко Богатый выкупил за тысячу рублей у бедняка его сына Василия, а потом бросил младенца голого зимой в чистом поле замерзать. Через три дня мимо этого места проезжали купцы и увидели как среди снега в поле зеленый луг, а там ребенок, забавляющий цветами. Купцы удивились взяли ребенка с собой и повезли дальше. Остановились они как раз у Марко Богатого, который уговорил оставить ребенка у себя. А через три дня Марко Богатый посадил ребенка в бочонок и бросил в море, после чего его в море подобрал рыбак, живший на острове. Когда Василию исполнилось шестнадцать лет мимо проезжал Марко Богатый, узнав кто такой Василий, он выкупил его у рыбака за двадцать пять тысяч рублей, и отправил его с письмом к свой жене домой, чтоб его там в кипучий котел. Но на пути Василия старичок изменил содержание письма. Когда Василий пришел в дом марко Богатого, отдал письмо его жене, а там было написано, чтоб Василий был срочно женат на его дочери Настеньки. Через некоторое время Марко Богатый вернулся домой и страшно разозлился, что Василий женился на его дочери. И тогда Марко Богатый отправил Василия к Змею Горынычу за долгом за двенадцать лет. На пути Василий встретил Дуб, Перевозчика, рыбу Кита, со своими проблемами. Наконец Василий дошел до дворца Змея Горыныча, там он встретил девицу-красавицу, которая помогла выпытать, узнать от Змея Горыныча нужные сведения. После чего Василий вернулся домой с деньгами и двенадцатью кораблями, попутно решив проблемы Кита, перевозчика, Дуба.

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Сама по себе эта сказка прямо таки насыщена символизмом. Первое, это мотив предсказание будущего рожденного младенца. Второе, мотив наращения богатства. Третье, незнатное происхождение героя. И главное, здесь это когда бывший раб, слуга затем становится хозяином. В Ветхом Завете сказочному персонажу Василию Бессчастному больше всего соответствует Иосиф, сын Иакова. Здесь имеется, такой же мотив предсказание будущего, прохождение через рабство, преодоление природных катаклизмов, наращивание богатства.

С самого детства Василий Бессчастный был разлучен от своих кровных родителей, и воспитывался в чужой семье, например бог Дионис, библейский Иосиф, а также индийский бог Яма, который воспитывался в детстве лже-матерью Санджню. Василий Бессчастный так же был способен преодолеть плохие погодные условия, ведь когда его оставили зимой посреди заснеженного поля, вокруг него образовался зеленый лужок лазуревыми цветами. Этот зеленый луг очень напоминает авестийскую Вару, убежище, которое построил авестийский Йама, чтоб отгородиться от суровой зимы и холода. В Ветхом Завете это семь «тучных» лет и семь «худых», голодных лет при Иосифе в Египте.

Богиня Эрешкигаль.
Богиня Эрешкигаль.

Хронологически, культ Осириса-Ямы пришел на замену культа Ареса, братьев-близнецов. При этом культ Ямы связывают наступление всемирного похолодания, большой Зимы, возникновения голодного времени. При этом владыкой было другое божество, в этой сказке это Змей Горыныч с девушкой. Главная особенность, что девушка выпытывала секреты, тайны у божества подземного мира Змея Горыныча. Самое любопытное, то, что в древнеиранской мифологии у предшественника Джамшида, Тахмураса была жена, которая выпытала у него тайну о боязни высоты. Но Тахмурас это аналог бога Ареса, к тому же Арес считался божеством умирающим и воскресающим, по сути выполняющий роль Персефоны при боге Аиде. Это как раз указывает, что раньше владыкой загробного мира было женское божество, к тому же примеры этого есть. Это скандинавское божество Хель, шумерская богиня Эрешкигаль, жена бога Нергала, персонификация планеты Марс. Здесь, разумеется, вокают много вопросов, например как бог Аид стал владыкой загробного мира вместо бога Ареса.