ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЗДЕСЬ
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Пока я пытаюсь абстрагироваться от замечательного образа Императора, созданного Львом Золотухиным в "Береге его жизни", вспомню заодно и исторический анекдот об Александре III. Некоторый солдат Орешкин, напившись в кабаке, никак не поддавался на уговоры вести себя пристойнее. Даже царский портрет, висевший на стене заведения, не помог. Разбуянившийся Орешкин выкрикнул: "А плевал я на вашего государя императора!" Завели было дело - об оскорблении царствующей особы. Но сама "особа" дело повелела прекратить, добавив собственноручно: "Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал". Небольшой такой, но очень ёмкий штрих...
А на нашем кинодворе 1993 год... Иное государство, средств, понятно, нет, но Беларусь (!!) в копродукции с РФ (чего только стоят названия студий! "Синемарек" и "Акарына") снимает четырехсерийный телефильм "Роман императора", посвященный " трагической и счастливой любви, которая связала императора Александра II и юную княжну Екатерину Долгорукову" Пришло время "жареной" Истории, господа... или товарищи... или кем мы там стали себя считать? Сам сериал полностью соответствует краткой аннотации: томный Александр II томно любит томную, чрезвычайно статную Долгорукую в перерывах между тем как "Пруссия чрезвычайно обеспокоена возможностью нашего сближения с Францией". Всё крайне неторопливо, лишено какой-либо динамики и более всего напоминает бульварный роман, сочинённый некоей дамой лет сорока в перерывах между хождениями на работу в свою бухгалтерию и непременными летними поездками в Пицунду. Под стать картине и молодой Александр Александрович...
Сергей Кудимов в его образе тоже томен, грустен, волоок, чернобров, пышноволос и походит на влюблённого студента 70-х - 80-х годов двадцатого столетия. И не хочется "строжиться" после просмотра такого зефирного плезира, но выше двойки никак не получается, ибо этот юноша кто угодно, только не будущий Александр III.
Со следующим Александром придётся поступить... по совести. Фильм Лидии Киселёвой 1993 года "Великая княгиня Елисавета" снят в полудокументальной манере и - по сути - скорее некоторое медитативно-иллюстративное произведение, нежели чем просто кино. В целом, может быть, и неплохо, если бы не раздражал свойственный тому времени хруст багетами. Наш герой в картине настолько эпизодичен (появляется буквально на 20 секунд в воспоминаниях Великой Княгини), что я еле отыскал самый момент его присутствия. Каюсь, даже фотографию не смогу представить. Поэтому предлагаю взамен другую - сыгравшего Александра III очень фактурного и колоритного внешне актера Геннадия Воропаева в роли петербургского градоначальника Клейгельса в сериале того же 1993 года "Раскол" (кстати, вполне недурного).
Понятно, что оценить этот образ ни объективно, ни субъективно я не могу ни коим образом, а потому просто упомянем его факультативно!
Та-дам, господа!!! У нас на очереди самый имперский, самый человечный и самый красивый Александр! Есть предположения - кто бы это мог быть? Нет? Ну что вы!.. Конечно же это...
Я полностью отдаю себе отчёт в "просчитанности" образа Александра в этой самой-пресамой "русской" саге: баня, водка, гармонь, лосось, статные военные и "собачка люли-люли". Да, этот император беспроигрышен. И речь его щекочет ноздри (неплохо бы её, кстати, каждое утро наших буонапартиев заставлять прослушивать!) Да, слабый я человек, раз поддаюсь на такую откровенную провокацию, но поделать ничего не могу: нравится мне Никита Сергеевич в роли Александра III и нравится Александр III с внешностью Никиты Сергеевича, не вошедшего ещё в ипостась бесогона, но уже, по-видимому, готовящегося к ней ещё со времён "Очей чёрных". Один балл всё же сниму - из чувства внутреннего протеста против манипулирования зрительскими чувствами. Девять!
Любовный адюльтер родителя нашего героя с Катей Долгоруковой, однако, не оставлял в покое российских кинематографистов и спустя 10 лет после выхода "Романа императора"... Да-да, в 2003-м снимается семисерийный телефильм с названием, позволяющим предполагать у его авторов целые океаны фантазии: теперь это "Любовь императора". Рискну предположить, что ежели когда-нибудь эта мясистая и соблазнительная история привлечёт, например, Тиграна Кеосаяна... или кого-нибудь из славной когорты наших доморощенных "бондарчуков", называться сие наверняка будет "Страсть императора"! Традиции надобно соблюдать!
Да, так, собственно, о сериале. Знаете - значительно лучше первого опыта 1993 года, значительно! Во-первых, актерский состав много сильнее: чего стоят лишь Георгий Тараторкин в роли Александра II и удивительно схожая с Императрицей Марией Александровной Ирина Купченко. Не подкачали и менее именитые исполнители из числа тех, кто часто мелькает на телеэкранах, но кого называют "ну этот... ну ты знаешь... он ещё этого играл..." Заметно выигрышнее крупноватой Веры Сотниковой из 1993 года смотрится и более миловидная Наталья Антонова в роли Катеньки. Да и сам сюжет разыгран как-то позавлекательнее, динамичнее, и с интригою, и с интригами. Собственно, Великого Князя Александра Александровича тут нет. Есть некий "наследник". Впрочем, тут же действуют и прочие безымянные персонажи, играющие в сюжете не последние роли: "граф" и "генерал", так что отчего бы не быть и "наследнику", образ которого воплощает Михаил Мамаев из каких-то там по счёту "гардемаринов".
Откровенно признаться, пребываю в некотором затруднении - как же оценивать этого Александра? Стройного как кипарис и миловидного, будто гвардейский корнет? К тому же, снова представленного абсолютно "проходным" господином: из семи серий наследник появляется впервые лишь в четвёртой. Ну, понятно, тут такое "и всё заверте...": любовь, заговоры, покушения, интриги, одним словом, не до ерунды! "Тройку", что ли, поставить? За романтику?..
Обнаружив, что следующий Александр появляется снова в очередном сериале, я, не скрою, запаниковал: а не про "любовь ли императора"? Уф, слава богу, нет... Вернее, "про любовь", но не того, и не к той. "Звезда империи" 2007 года предвосхитила скандальёзную "Матильду" 2017 и повествует об отношениях Великого Князя Николая Александровича с Малечкой Кшесинской. Само собою, без Александра III тут не обойтись, да и роль его будет повесомее, нежели это было раньше. Порядка шести сцен - рекорд!
Сыгравший Государя Александр Феклистов как всегда хорош: обстоятелен, мастеровит, несуетен. Его Император сперва сводит наследника с Кшесинской, а после велит тому "исполнять свой долг". То, как лепит Феклистов свой персонаж, заставляет вспомнить так полюбившегося мне Александра III из "Берега его жизни": это не картонный "просто царь", не тиран, и не истукан. Это живой человек, не лишённый чувства юмора, знающий себе цену, спокойный, немногословный, грузноватый... Оставим в покое достоинства сериала (к слову, средненькое, но бывало и хуже), оценим лишь нашего героя. Дать самые высокие баллы субъективному мне помешала некоторая портретная несхожесть с оригиналом: всё же убедительные "толщинки" под мундиром ещё не дают полноты образа, не хватает знаменитой "бульдожистости". Но "восьмёрку" такой Александр вполне заслуживает!
Наверное, это мода такая была... Снимается кино про страстный роман - желательно, с острым привкусом перчинки. Проходит десять лет. Стало быть, пора ещё раз! И то сказать - грех такими сюжетами разбрасываться! И в 2017 пришло время "Матильды", ещё чуть не за год до выхода на экраны снискавшей мощнейший промоушн благодаря неугомонной г-же Поклонской, с чего-то взявшей, что тема эта каким-то образом дискредитирует память убиенного Николая Александровича. Странно, что при таком фанатичном преклонении перед Императором Поклонскую не задела "Звезда империи". Очевидно, что в 27 лет (а именно столько ей было в 2007-м) любовь Натальи к государю не достигла ещё такого мощного градуса. Впрочем, столь усердно подогреваемые загодя страсти не оправдались по выходе картины ни на рубль (так что закралась даже крамольная мысль о некоторой ангажированности симпатичной крымчанки). По факту оказалось буквально следующее: полусказочная, вполне себе голливудская сопливенькая историйка про красавицу-балерину и милашку-принца. Они полюбили друг друга и хотели умереть в один день. Великолепные антуражи, «дорогая» картинка. Недурные актерские работы второго плана: Гармаш в роли Александра III (не похож, но хорош сам по себе – как некий царь-государь в некоей стране), Дапкунайте – императрица Мария Федоровна, удивительно схожий с оригиналом Победоносцев. Дурацкий персонаж - поручик Воронцов, понадобившийся авторам, видимо, для усиления африканских страстей, вяло побулькивающих на малом огне в кастрюле «Матильды». Некий полковник Власов – то ли из Охранного отделения, то ли еще откуда-то «из органов» – картинно-демоничный, но не могущий справиться с обнаглевшей плясуньей. Немного эротики – для привлечения дополнительной аудитории. Сюжет вял и безволен, его, собственно говоря, и нет, если не считать сюжетом кисейные страдания двух людей, которым не суждено быть вместе... тут хочется равнодушно добавить - «ну и ладно». Исторические реалии близки к нулю. Сложилось даже ощущение, что режиссер, напугавшись, в спешном порядке пообрезал островатые «уголки» - если они вообще были. Отношение к «страстотерпцу» в итоге – весьма деликатное и крайне почтительное (госпожа П. напрасно полагалась на анонсный контент, впрочем, это свойственно многим особам женского полу. Правда, не все, к счастью, обладают способностью «зажигать массы» на борьбу с невидимыми химерами, существующими только в их воображении). Фильм просмотрен – фильм немедленно забыт. Даже нечего более сказать. Вопрос в другом: кто остался в выигрыше после «матильдовакханалии-2017»? Зритель – точно нет. Госпожа П. вроде бы стяжала себе славу святоборца и некоторую медийную, хоть и с сомнительным запашком, популярность, но когда после премьеры с фильма спали все скандальные покровы, какое-то время выглядела как бы пустившей ветерка в переполненном зале на концерте Дениса Мацуева.
Теперь непосредственно об Александре III. При таком постанове вопроса создателями картины фигура Императора невольно стала своеобразным центром её притяжения. Просто потому, что больше смотреть-то и не на кого, а "актёр "Почта-банка" Гармаш сам по себе фигура настолько колоритная, что автоматически тянет одеяло зрительского внимания на себя - насколько бы непохожим этот царь не был на оригинал. Грубоват, простоват? И ладно! Крышу вагона на себе несколько минут удерживал? Всё так, русский богатырь, красава! То, что "Матильда" концепцией своей подозрительно смахивает на "Звезду империи", можно опустить... Только в первом наследник не хотел жениться на Аликс (а папа говорил "надо, сынок"), а во втором - как раз хотел (а папа говорил - "а ну её"). Кто в 2017-м помнил какой-то мини-сериальчик? "Субъективный я" всё же предпочту Александра в исполнении Феклистова - ровно на один балл, а этому, стало быть, поставлю "семь" - за колорит и натуральность актёрской харизмы.
А у нас остался последний образ, к сожалению, из сериала, сделанного в не очень-то свойственном нашим берёзкам и медвяным росам жанре "комикса". Одно название-то чего стоит: "Шерлок в России"! Признаюсь честно: начинал, промучался с полчаса, вышел из борьбы...
Выискивать же хоть один эпизод с участием Императора из восьми серий - дело слишком хлопотное. Кто оценит сей подвиг? И ради чего?.. Нашёл одно-единственное фото, на котором Александр Александрович (актер Борис Хасанов) стоит корпулентною спиною. Хорошая спина! Но, раз уж я решил схалтурить, то и оценивать Государя тоже придётся... факультативно. И то сказать: ну как это можно сделать объективно и на полном серьёзе в подобного рода продукте?..
Пришло время собрать наших Александров воедино и посмотреть - что же у нас вышло? Итак...
10 баллов "Берег его жизни" - Лев Золотухин
9 баллов "Сибирский цирюльник" - Никита Михалков
8 баллов "Звезда империи" - Александр Феклистов
7 баллов "Матильда" - Сергей Гармаш
6 баллов "Василий Суриков" - Михаил Погоржельский
5 баллов "Дворец и крепость" - Яков Малютин
"Степан Халтурин" - Яков Малютин
3 балла - "Любовь императора" - Михаил Мамаев
2 балла - "Роман императора" - Сергей Кудимов
факультативно "Великая княгиня Елисавета" - Геннадий Воропаев
"Шерлок в России" - Борис Хасанов
11 киновоплощений, из которых 7 - вполне себе удачные. Кто-то скажет - неплохо. Кто-то - и того достаточно. Как по мне - хотелось бы "усилить впечатление". Если задуматься, то все появления Александра III на отечественном экране связаны с кем-то и эпизодичны: то благодаря папенькиному роману с Долгоруковой, то сыновьему - с балериной, то в виде проходного персонажа (такой "твёрдый знак") в чьём-нибудь чужом "ЖЗЛ". Как персонаж заглавный, видимо, Император никому оказался не интересен. Правильно это или нет - судить не мне, моё дело - констатация фактов... хоть я и "резонёрЪ".
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самые удачные статьи и циклы канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"