Найти в Дзене

Онлайн игры как средство преступления

В нынешнюю эпоху цифровизации, крайне большую популярность обрели онлайн игры. Данный вид времяпрепровождения нашел немало последователей. Так в самых масштабных играх, онлайн может превышать миллион одновременно играющих игроков. Практически в каждом крупном сообществе можно найти тех, кто так или иначе нарушает закон. В сфере онлайн игр могут встречаться нарушения, как административного, так и уголовного характера. К сожалению, правоохранительные органы слишком мало уделяют внимания тому, что происходит в играх. Большое распространение во внутриигровом пространстве получило мошенничество. Для таких крупных проектов, как «Dota 2» или «World of Warcraft» это уже стало обыденностью. Посредством обещания оплаты, злоумышленники выманивают дорогостоящие внутриигровые предметы, некоторые из которых могут оцениваться в пару центов, а некоторые и в сотни тысяч долларов. Зачастую, в случаях утраты внутриигрового имущества, правоохранительные органы не способны ничего поделать, поскольку в действующем законодательстве отсутствует понятие виртуальной собственности, но остается возможность рассматривать объекты виртуальной собственности в качестве "иного имущества" и применять в их отношении нормы о соответствующих видах договоров, деликтах и неосновательном обогащении.[1] Помимо мошенничества, онлайн игры используются для отмывания денег. Так немецкая компания «Kromtech Security», занимающаяся вопросами сетевой безопасности, обнаружила факт того, что кардеры, занимающиеся кражей данных чужих банковских карт, покупали внутриигровую валюту и впоследствии перепродали ее другим игрокам. Так же онлайн игры могут использоваться и террористами, например в такой игре, как «Call of duty» присутствует возможность оставлять следы на стенах, посредством выстрелов, а следовательно и оставлять кратковременные сообщения, которые могут использоваться для передачи сообщений. Так в деле Канских подростков было выявлено, что Никита Уваров нарушил статью 205.3 УК РФ, проходя подготовку террористической деятельности посредством планирования подрыва здания ФСБ в довольно популярной игре «Minecraft». Помимо этого, не смотря на присутствие тех, кто наблюдает за происходящим в чате в играх, во время многомиллионного присутствия единовременно играющих, трудно заметить возможные правонарушения в виде оскорблений или разжигания межнациональной розни.

На данный момент правоохранительными органами не разработано методик для расследования такого рода преступлений, поскольку они принципиально отличаются от правонарушений, совершенных в реальной жизни. Проблемы возникают из-за расположения серверов с данными, которые располагаются по всему миру, также сводится к минимуму возможность проводить оперативно-следственные мероприятия, поскольку затрудняется возможность провести опрос возможных свидетелей из-за их местоположения и частичной анонимности, поскольку в большинстве многопользовательских играх отсутствует идентификация личности. В то же время нужно отметить, что технико-криминалистическое и информационно-компьютерное обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения этих преступлений находятся в стадии разработки; не закончен процесс формирования криминалистических рекомендаций по тактике подготовки и производства отдельных следственных действий, связанных с обнаружением, фиксацией, изъятием и исследованием электронных следов и их материальных носителей; далеки от совершенства система взаимодействия следствия со специализированными органами дознания и специалистами различных отраслей знаний, а также зарубежными правоохранительными органами.[2]

-2

Под преступления подобного характера и отсутствует законодательство, прорабатывающее вопросы, связанные с преступлениями в виртуальных играх. Так, например, при взломе программного кода и незаконном завладении чужими «виртуальными ценностями», в том числе при использовании вредоносных компьютерных программ, суд может привлечь лицо к ответственности по ст. 272 УК РФ или ст. 273 УК РФ за неправомерный доступ к компьютерной информации, а также за использование вредоносных компьютерных программ. Вместе с тем, у суда отсутствует основание привлечения к уголовной ответственности лиц, которые путем угрозы уничтожения, блокирования или хищения «виртуальных ценностей» будут предъявлять незаконные требования о передаче реально существующего имущества или денежных средств. Такие действия, несмотря на определенное внешнее сходство с вымогательством (ст. 163 УК РФ), несомненно, представляя общественную опасность, не являются противоправными, т. к. угроза уничтожения или повреждения «виртуальных ценностей» в настоящее время не выступает способом указанного преступления.[3] Следует также отметить необходимость привлечения к расследованию различных специалистов – не только программистов широкого профиля, но и специалистов – геймдизайнеров, которые смогут проконсультировать следователя в области игровой механики, социологии, экономики.

[1] Савельев А. И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх // Вестник гражданского права. 2014. № 1. С. 5

[2] Вехов В.Б. Преступления в сфере цифровой экономики: совершенствование расследования на основе положений электронной криминалистики // Пермский юридический альманах. 2019. №2. С. 633

[3] Воропаев Сергей Александрович, Выгузова Евгения Вячеславна Общественные отношения в сфере массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр как объект уголовно-правовой охраны // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. №4. С. 103 – 104