Русские летописцы описывали события прошлого, взяв за основу метод хронистов Византии – указав дату, рассказывали, что произошло в этом году. Впрочем, иногда они повествовали о том, что было в этот и последующие годы, взяв ту или иную дату в качестве отправной точки. Здесь автор предлагает более пристально рассмотреть три даты наших летописей: 852-й, 862-й, 882-й годы, а затем свести их воедино и сделать вывод. Почему именно эти годы? Ответ на этот вопрос читатель получит ниже.
1 Варяги и Русь (862 г.)
В Повести временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. в переводе Д. С. Лихачёва (ПВЛ) читаем:
«И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне».
Точка перед словом «Новгородцы» должна дать понять читателю, что речь идёт о всей Русской земле, назвавшейся таковой после прихода варягов, которые, т.о., и есть русь. Но поставленная точка есть результат редакции ПВЛ позднейшими исследователями. А вот, например, в реконструкции А. А. Шахматова (1916 г.) это место изложено иначе:
«И отъ тѣхъ варягъ прозъвася Русская земля Новъгородъ, ти суть людие новъгородьстии отъ рода варяжьска, преже бо бѣша словѣне».
Историки перекладывают на современный русский язык так:
«И от тех варягов прозвались Русской землёй новгородцы».
ПВЛ была написана гораздо позднее описываемых событий – во 2-м десятилетии XII в. Количество и последовательность её редакций по сегодняшний день остаётся предметом дискуссий. Но вот, у летописца Переславля Суздальского читаем примерно то же:
«И от тех варягъ прозвашася Русская земля Новгородье, тии и суть новгородци от рода варяжска, преже бо бѣша словене».
Таким образом, Русской землёй определённо назван Новгород.
Как видим, по смыслу текста от варягов прозвался Русской землёй только Новгород. И Рюрик в Лаврентьевском списке – князь региональный. Он пришёл только в Новгород, Белоозеро, Изборск, а затем расширил пределы власти, распространив её на Полоцк, Ростов, Муром.
Но в Ипатьевском списке Рюрик пришёл не в Новгород, а в Ладогу. Здесь Новгород отодвинут на второй план, а новгородцы не называются варягами. Историки обосновывали точность изложения той или иной трактовки, но археологи с течением времени всё больше склонялись к ладожской версии.
Теперь берём Новгородскую первую летопись младшего извода (НПЛ):
«и сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ, а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Синеусъ, а третеи въ Изборьскѣ, имя ему Труворъ. И от тѣх варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася русь, и от тѣх словет Руская земля, и суть новгородьстии людие до днешняго дни от рода варяжьска».
Как видим, причина приглашения варягов не указана.
Для чего приведены эти отрывки из разных редакций ПВЛ? Историки выясняют, в какой редакции какая сделана вставка, и откуда она взята. Мы же здесь ограничимся одним достоверным указанием на региональное значение Рюрика, как князя Северо-восточной Руси.
2 Русь и Византия (852 г.)
Теперь вернёмся на 10 лет назад. Под датой 852 г. летописец указывает, что в Византии воцарился император Михаил:
«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим».
Летописец не рассказывает здесь про варягов и Рюрика, но упоминает русского князя Олега, начавшего править через 29 лет после воцарения Михаила.
Таким образом, у летописца, во-первых, название Русская земля имеет южное происхождение. Во-вторых, оно имеет не местное, а общерусское значение, и не связано с призванием варягов. Наконец, в-третьих, термин Русская земля появляется в письменном виде, и мы понимаем, что название взято из устной традиции, которой должен быть не один год, не один десяток лет, а возможно, и больше.
Другими словами, Русская земля появляется в письменном источнике в 852 г. лишь потому, что в этот год русь совершила набег на столицу Византии, каковое событие греческий хроникёр запечатлел в письменном документе.
Теперь свяжем два документа: летопись, упоминающую под 852 г. набег руси, и свидетельство об этом походе константинопольского патриарха Фотия, который написал:
«Народ… незаметный… безвестный, – но получивший имя от похода на нас, неприметный, но ставший значительным». У Фотия это «народ рос», о котором он упоминает, как «о грозе гиперборейской».
Но быть может, народ «рос» действительно получил это имя от похода 852 г.? Нет, отвечают историки, и указывают на «Бертинские анналы», где имя «рос» (Rhrоs) упоминается ещё раньше под 839 г.
Есть два нюанса. Первый. Летописец ошибся в дате воцарения императора Михаила на 10 лет, поэтому его отсчёт следует скорректировать и отодвинуть ещё дальше в прошлое. Второй. Есть мнение, что патриарх Фотий указал дату набега народа рос, обобщив несколько походов в один. Но мы обойдём эти зигзаги истории лихим кавалерийским манёвром, оставив их на рассмотрение исследователей и тех читателей, которые пожелают изучить вопрос глубже, но самостоятельно. Здесь же займём позицию на рубеже:
а) русь упоминается в источниках под именем русь за несколько десятилетий до призвания варягов;
б) 852 г. – это дата, когда существовавший и ранее народ русь переходит из устной традиции в письменные источники.
3 Социальный аспект (882 г.)
Третья дата – 882 г. Олег (в Новгородской летописи – Игорь) выступил на Смоленск, затем на Любеч и далее к горам Киевским. Затем читаем в ПВЛ:
«бѣша у него варязи и словѣни, и прочи прозвашася русью».
В НПЛ:
«и бѣша у него (Игоря) варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью».
Разные историки дают свои варианты реконструкции этого места в тексте, каждый из которых небесспорен. Здесь мы тоже не будем углубляться в дебри, не имеющие однозначного толкования, а обратим внимание на иное. После овладения Киевом, Олег (или Игорь в НПЛ) назвал его «матерью городов русских», а затем повествователь сообщает о государственной деятельности князя:
«нача городы ставити, устави дани словеном, кривичем и мери».
Здесь исследователи ступают на более твёрдую почву – в первой части фразы:
«бѣша у него мужи варяги словене»,
«мужи» (отсутствует в ПВЛ) указывает на совет при князе, а во второй части фразы к мужам примкнули «прочие», ставшие называться русью. Для лучшего понимания приведём этот отрывок в целом, по Лаврентьевскому списку в современном изложении:
«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Отсюда историки делают вывод о социальном значении термина русь. Варяги и русь составляют дружину князя, функции которой включают также и административное управление территориями.
4 История на службе идеологии
Что же общего в сообщениях летописцев под рассмотренными выше тремя годами русской истории? Для ответа на вопрос ещё раз вспомним, что летопись создавалась в XII в., когда автор описывал события постфактум. Сообщая о появлении названия Русской земли, православный монах увязывал его с варягами, делая это следующим образом.
Под датой 852 г. он считает года от Адама до Потопа, до Авраама, Моисея, Давида, Соломона, Александра Македонского, Христа, византийского императора Михаила – а затем, дойдя до русского князя Олега, называет ряд будущих правителей Руси: Игоря, Святослава, Ярополка, Владимира, Ярослава и заканчивает смертью Святополка.
Но это русские князья, у которых должно быть славное и героическое прошлое. И летописец решает вопрос. Он создаёт преемственность между варягами и будущими русскими правителями с помощью указания в 862-м году на то, что часть варягов называлась русь. Это непонятное, само по себе место, где русь призывает из-за моря… русь, и другие дискуссионные места, разделяющие варягов и русь, показывают, что как минимум, часть варягов после призвания переняла местное название русь. И таким образом, под пером летописца Русская земля и русский народ, известные под этим именем ещё до призвания варягов, получают династию правителей, берущих начало от варягов.
Что и требовалось доказать.