Найти тему

Курганы в Хакасии появились 5 000 лет назад. «Цивилизации Сибири – 2022»

Андрей Поляков
Андрей Поляков

С учёным секретарём Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р.Кызласова Игорем Ивановичем Таштандиновым мы беседовали в весьма любопытном месте – Оглахты в Хакасии.

Здесь расположена гора Сорок зубьев, у вершины которой находится «Шаманский-камень», обнаруженный в 1978-м году. В долине располагается Поселок предков, где реконструированы жилища разных эпох, в том числе глубокой древности. Об этом «Перекрёстке Цивилизаций» и о других древних сооружениях - наша беседа.

- Игорь Иванович, каким образом древние культуры меняли друг друга в Минусинской котловине?

- Разные ситуации были. В эпоху бронзы, и чуть позже, когда шла постепенная инфильтрация культур, сюда проникали кочевники-индоевропейцы, которые смешивались с местным неолитическим населением. Что касается второй волны миграции индоевропейцев, то она была стремительной. Андроновцы с территории северного Казахстана шли сюда и очень быстро, у них было уже колесо, колесницы, телеги. Они зашли молниеносно,  их было немного, и они были воинственны. Поэтому, местные жители, защищаясь от них, стали строить здесь первые крепости.

Другая волна миграции, другая культура, которая пришла сюда в конце второго тысячелетия, была не столь агрессивной, и представляла собой беженцев из Северного Китая, которые тоже постепенно стали вливаться сюда, ассимилируя коренное население.

Антропологический облик, а также генетические исследования говорят о том, что смешение было очень сильным. Например, потомки карасукцев из Китая – тагарцы.  Тагарская культура, которая существует уже в эпоху скифо-сибирского исторического единства, - европеоиды. Их предки - монголоиды, а они – европеоиды. Это говорит нам о том, что европеоидные гены сохранялись, несмотря на то, что в материальной культуре побеждает пришлое население, но облик сохраняется докарасукский.

Игорь Таштандино
Игорь Таштандино

Активный контакт культур, где совершенно нет времени для какой-то адаптации, происходит,  с гунно-сарматского времени. Гунны завоёвывают эту территорию, присоединяя к своему государству, во втором веке до нашей эры, о чем говорят сохранившиеся гуннские крепости. Если смотреть территориально, то середина и южная часть Хакасии оказались завоёванными гуннами. Северная им не подчинялась, и по этой причине гунны поставили не мене пяти крепостей, которые закрывают Юг от Севера. В форпостах находились гуннские гарнизоны.

А потом сюда заходят союзники гуннов – тюркоязычные племена северного Китая, которые постепенно вливаются в тагарскую культуру, происходит смешение. Из китайских письменных источников мы знаем о том, что гяньгуни – тюрки-пришельцы, или будущие енисейские кыргызы, заключают союз с динлинами – тагарцами и изгоняют гуннов из Хакасско-Минусинской котловины. Они создают таштыкскую культуру в первой половине первого тысячелетия нашей эры, то есть, культуру раннего средневековья, где формируются все основные элементы средневекового Древнехакасского государства.

Последующие события тоже говорят об эпохе войн и завоеваний. Сюда вторгаются древние тюрки, потом уйгуры, а в 9-ом веке – енисейские кыргызы сами выходят за пределы Саяно-Алтая и захватывают обширную территорию от Байкала до Иртыша.  Монголы в 1207-ом году завоёвывают территорию Южной Сибири и присоединяют хакасские княжества к Монгольскому государству. Более трехсот лет – с 14-го по 16-й века, длится тёмное время в истории Хакасии. Никаких письменных источников о том, как жила Хакасия в составе Монгольского государства, не сохранилось. А археологические данные говорят нам о том, что жизнь была не богатой - бедные погребения, скромные курганы с трупосожжениями, небольшие ямочки, сантиметров 30 глубиной, и такие же небольшие покрытия из камней. Никаких дорогих и ценных вещей здесь уже нет.

Следующая, стремительная волна – это период освоения Сибири русскими в 17-м-начале 18-го века и присоединение Хакасии к России в 1707-м году. ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ