Найти тему
Воспитатель и мама

Педагогическая запущенность или откуда берутся несамостоятельные дети

Передача опыта молодому поколению
Передача опыта молодому поколению

Термин педагогическая запущенность означает, что ребëнок не развит достаточно для своего возраста. Но причина этого не внутри: генетическая болезнь, нервное расстройство и т.д., а снаружи: когда окружение ребëнка не даëт ему достаточно развиваться. 

Первым делом конечно вспоминаются полукрименальные новости, где из неблагополучной семьи изымают грязного, тощего ребëнка, по поведению больше напоминающего зверëныша. И здесь вопросов не возникает - педагогическая запущеность, как она есть. Ребëнком никто не занимался. 

А бывает наоборот, мама только ребëнком весь день и занимается, а тут снова она - педагогическая запущенность. Как так? А запросто! 

Порой чрезмерная материнская любовь тоже приводит к большим проблемам. 

Ходил ко мне как-то мальчик Женя. Прошëл в садик в 3 года. Не говорит, ложкой сам не ест, не одевается, с горшком тоже проблемы постоянно. 

При этом видно, что отклонений в здоровье нет: моторика развита хорошо, слышит, понимает, что говорят, от взрослых или детей не шарахается. Даже адаптация прошла бытро: Женечка готов в саду играть и гулять целыми днями, не вспоминая про маму. В целом очень добрый, неконфликтный малыш. 

Садится Женечка за стол и ждëт. Даже не пытается взять в руки ложку. Сидит, смотрите на всех. Кормишь - что-то есть, что-то нет. Но сам не понимает, что с ложкой делать. 

Одеваемся на улицу. Садится Женечка на скамеечку. Протягиваю ему штаны: "На, одевай вот так". А мальчик вытягивает мне в ответ ноги, мол сама одевай, женщина. Не царское это дело. 

Разговариваю с мамой. Женечка всë умеет делать. Но почему-то только наедине с мамой. При папе или ещё ком-то не делает. 

Начинаю учить Женечку в садике. Но проблема в том, что мальчик часто болеет. К пятнице он уже начинает сам натягивать штаны и вставлять ноги в ботинки, а потом пропадает на месяц. А через месяц он опять ничего не умеет. 

И говоришь с мамой, объясняешь. Она кивает и обещает учить... А по факту продолжает кормить Женечку с ложки и одевать, обувать сама. 

И зачем мальчику уметь ложку держать, если его мам обязательно накормит? Зачем штаны одевать, если мам быстренько переоденет? Зачем говорить учиться, если на любой писк прибежит мама и всё-всё сделает? 

И казалось бы, какая разница в 2 года малыш научится сам штаны натягивать или в 5? Ведь нет ни одного взрослого, здорового человека, который бы сам не одевался. Но... 

Но потом читаешь про маленьких несамостоятельных 16тилетних детях, которые не могут сами себе обед погреть. Или про то, как родители жалуются, что учитель в 4 классе попу не помогает деткам вытирать. 

А кто виноват в том, что ребëнок аж к 4 классу не научился элементарным гигиеническим навыкам? 

-2

Скажу больше. Многими учёными доказано о существовании сенситивных периодов развития ребëнка. 

Сенситивный период - это период, когда тот или иной навык легче всего усвоить. Когда малыш может выучить что-то наиболее легко естественно. Не таблицу умножения выучить, а научиться ходить, говорить, есть и т.д.

Если сенситивный период упущен, научиться навыку можно, но уже гораздо сложнее. Возможно, что придëтся обращаться к специалистам, чтобы этот самый навык развить. 

Если ваш малыш тянется за ложкой, не надо её отбирать. Пусть ест сам. Да, сначала большая часть содержимого тарелки будет размазана вокруг. Но как ещё ему тренироваться? 

Ребëнок очень медленно сам одевается? Да, можно одеть самим, если вы куда-то критично опаздываете. Но лучше начинать собираться заранее. А ещё лучше дома тренировать снимать и одевать одежду, пока вы никуда не идëте.

И речь! Речь тоже надо тренировать! Не нужно верить в то, что "ребёнок молчал, молчал, а потом заговорил стихами". Такое бывает очень редко. Да даже, чтобы получилось именно так, всё равно малыша надо тренировать: разговаривать с ним, читать сказки, развивать мелкую моторику, зарядку для язычка делать. 

Ребëнок не заговорит просто так! 

Понимаю, что ребëнок для мамы всегда малыш. Но если вы его так любите, научите самостоятельности! Это будет большим проявлением любви, чем вытирать за ним попу до 4 класса.

Дети очень быстро и охотно учатся. Главное, дать им такую возможность!