Концепт «общество потребления» применяется для исследования важнейших социальных проблем, которые изучались философами, историками, искусствоведами, социологами с 20-хх г.г. ХХ века. Характеристиками изучения становятся такие понятия как «потребительское поведение», «корпорации», «рекламные кампании», «манипуляция» и другие.
Общество потребления – это образ, обозначающий совокупность общественных отношений, в которых смыслом жизни становится обладание вещами и услугами. Массовое потребление материальных благ является мерилом успешности, счастья, ценности человеческого индивида, определяет положение в обществе.
Термин «общество потребления» ввел социолог, психолог и философ, представитель фрейдистской школы Эрих Фромм (20-е годы ХХ века). По его мнению, этот термин обозначал совокупность общественных отношений, которые организованы по принципу индивидуального потребления, что становится постоянной формой активности человека в его повседневной жизни (работай и трать). Мнение индивида о себе и окружающих формируется через призму качества и количества вещей, которыми пользуется человек. Также он вводит понятие «потребительский эгоизм», когда индивид в погоне за счастьем неограниченно удовлетворяет свои желания, не заботясь о природе или других членах общества. Человек, по мнению Фромма, становится подконтрольным «товарам», «корпорациям», «средствам массовой информации». Такая модель организации социальных связей увеличивает расслоение в обществе на «сверхбогатых» и «бедных». Причем такая модель проецируется и на государства целиком.
Безответственное потребительское поведение, по мнению Фромма, ведет к фундаментальным изменениям в природе, прогресс и развитие производства выбирает хищническую стратегию по освоению природных ресурсов.
Герберт Маркузе, представитель франкфуртской школы социологической мысли полнее формулирует теоретическую модель социальной трансформации общества потребления. Он вводит понятие «ложные потребности» - это такие желания, навязанные человеку извне, с помощью рекламы подчиняющей доминирующую в обществе парадигму мышления. Человек становится «одномерным», то есть зависимым от установок потребительских стратегий общества, не может определить, что является его желанием, а что внешним, ложным, навязанным извне рекламой.
Технический прогресс становится не источником освобождения человека, а подчиняет, обеспечивает контроль и зависимость.
Жан Бодрийяр (70-е годы ХХ века) рассматривает потребление как психологическую реакцию, бессознательное стремление к получению удовольствия. Потребление предметов становится процессом более сложным – человек покупает не только сам предмет, но и кусочек «общества вечной весны», «благодеяние потребления не переживаются в повседневной практике как результат труда или процесс производства, они переживаются как чудо».
Социальная успешность, счастье – становятся важными чертами общества потребления, которые поощряют активность и трату денег, стимулируя тем самым потребление. Человек становится функцией, однако обладающей индивидуальностью за счет подчеркнутых отличий и определенных личностных знаков (Я – менеджер, веган, белый; я – женщина, которая ведет здоровый образ жизни).
Традиционная культура трансформируется в массовую культуру. Основными чертами трансформации становятся – недолговечность, смена трендов, смена символов, ритуализация закодированных знаков, китч (предмет – это признак симулятивного приобщения к моде), коммерческий смысл, потребительское отношение зрителя к предмету культуры.
Бодрийяр считал, что развитие средств коммуникации формируют «неорельность», отражение реальности, не имеющее категорий истинности и ложности, сформированное эмоциональным слепком без цензуры, несущее рекламный, призывающий посыл.
Также меняется отношение к телесному. Общество потребления начинает относится к телу как набору функций, увеличивающих потребительскую способность. Тело вгоняется в стандарты (нужно худеть, толстеть, быть собой, быть вегетарианцем, быть светлым, быть темным), телу предлагают купить услуги, оно становится объектом мифологии, отчасти переставая быть материальным. «Человек-функция» выполняет заданную системой «вещей-знаков» роль.
Существуют несколько стратегий борьбы с бесконтрольным потреблением, в которых деятели культуры работали. «Программа великого отказа» - или возврат к истокам, радикальный уход от навязанных рекламой установок потребления. Такими культурными проявлениями принято считать культуру хиппи (США 60-е г.г.). Оставить порочную цивилизацию, использовать только натуральное, жизнь в коммунах на лоне природы – это течение нашло отражение в музыке, фильмах, спектаклях того времени. Новое общество построить не удалось, стратегия, однако, провалилась.
Также существует стратегия этического минимализма. Ее в своих работах придерживались авторы хореографического постмодерна, что в частности было отражено в «Нет манифесте» Ивон Райнер. Отказ от вычурности, блесток, шоу, драмы, надуманных чувств, декораций, нарративности и так далее – стал основополагающей творческой концепцией для целой плеяды авторов (А.Халприн, С.Пэкстон, Т.Браун, С.Форти, М.Монк и другие).
Простая форма, минимум вещей, принцип «чем меньше, тем лучше», оптимизация потребительских привычек, культура медленной жизни, приоритет производства над потреблением, приоритет культурного производства над промышленным – вот основные параметры минимализма.
Темы потребления и важности вещей для человека находят отражение в перформансах современных авторов.
В работе «Это всего лишь вещи» Александра Могилева русской компании современного танца «Это» автор обращается к проблеме потребления. Современный мир и человек глобально погрязли в вещах, придавая значимость событиям через вещественные артефакты.
Вещи, наделенные искусственной ценностью, захламляют жизнь человека, не давая проявится истинным ценностям. Память о прошлом, ощущение событий становятся важным только при обладании определенных вещей. Однако, так ли это? Вот вопрос, на который автор дает пластический ответ. Истории, основанные на реальных событиях, постепенно разворачиваются перед зрителями, подводя к выводу, что прошлое ценно само по себе, без артефактов. Интересна решена пластика и сценография спектакля. Вся сцена покрыта одеждой, с которой танцовщики взаимодействуют, постепенно освобождаясь от зависимости вещей, разрывая ретроспективную связь историй, оставляя только самое важное – чувства.
Ключевой темой в творчестве австрийского художника и перформера Эрвина Вурма становится исследование взаимоотношений человека с предметным миром повседневности. Проблемы массового потребления одежды, автомобилей, предметов мебели и быта автором трансформируются в художественные образы. Минутная скульптура – жанр, в котором работы Вурма наиболее известны. Минутная скульптура – это авторский замысел, воплощенный в перформативной форме зрителями выставки, перформерами или самим автором, который затем фиксируется на фото. Стать произведением искусства или авторским высказыванием может любой посетитель (например, надев на голову ведро, согласно инструкции или авторского эскиза) и застыв в необычном положении ровно на 60 секунд. Некоторые минутные скульптуры посетителей становились потом постоянными скульптурами из гипса. Сегодня Вурм – один из востребованных художников Европы. Его образы использовали музыканты Red Hot Chili Peppers в одной из своих композиций. Дополняя пластические образы текстом, видео, живописью, фотографией, обыгрывая ландшафтным контекстом site specific выставки художник дискутирует на тему экологии, содержания духовной жизни человека, удовольствия, страхов, престижности, ценности истинной и ложной.
Создавая образы парадоксов взаимоотношений человек-вещь, вещь-успешность, потребность истинная – потребность навязанная, автор иронизирует над страхами утратить модный имидж, перестать быть успешным, поправится, потерять красоту и молодость, все те образы, навязанные рекламой общества потребления по Бодрийяру.
Визуализация заплывших жиром домов и модных машин, перевернутые макеты домов «с ног на голову», способность одежды скрывать или выпячивать недостатки тела, с помощью нестандартного использования – все это позволяет увидеть иронию автора над обществом потребления.
Человек, его самость, основа его индивидуального «Я» исчезает в модных тенденциях, в директивных требованиях общества выглядеть «прилично». Желание человека вкладывать силы, деньги, здоровье в соответствие с модными трендами также высмеивается в цикле работ для модных домов, в контракте с которыми он настоял на запрете называть эти работы рекламой.
«Эксперимент в счастье» - адаптивный перформанс 2014 года Ноэми Лакмайер, немецкой художницы. Объект представляет собой двухметровую сферу, покрытую более чем 400 парами поношенной обуви, выкрашенной дорожной краской в желтый цвет. Сфера прикреплена к полу. Зрителям предлагается обуть любую пару, образуя абсурдную связь. Это и ограничение в движении, и новые возможности к движению, и метафора «почувствовать судьбу другого человека в чужих ботинках», и что-то комичное, и что-то опасное для здоровья, и проблема выбора, и старый хлам, который собирали чтобы вдохнуть новую жизнь в мусор – автором поднимается многозначность исследовательских вопросов.
Другая работа Лакмайер, перформанс-инсталляция «Задача по содержанию» 2018 года. Во время показа, автор под звучащий текст эссе Мартина Хайдаггера «Вещь», в котором подробно описывается функция и предметность кувшина медленно сдвигает белый керамический кувшин по столу. Итогом этого процесса является падение, кувшин разбивается. Затем автор собирает осколки и склеивает их в подобие целого кувшина. После чего процесс повторяется вновь и вновь, до тех пор, пока кувшин становится совершенно неузнаваемым. Это практическое отражение наших действий через смерть и возрождение предмета, растянутая по времени метафора действий и их последствий, желание человека переживать травмирующие события вновь и вновь также порождают множество образов перенося качества предмета на отношения.
«The Mending Project» инсталляция и перформанс китайской художницы Бейли Лю. На входе в выставочное пространство галереи г.Остина, США посетителям предлагалось отрезать небольшой кусочек ткани от огромного полотнища. В перформативной комнате, куда зритель попадал далее, за столом сидела художница, сшивая все отрезанные куски вручную в единое целое. Этот непрерывный и в общем-то умиротворяющий процесс оттеняла инсталляция из тысяч ножниц, подвешенных к потолку в раскрытом, атакующем состоянии, направленном лезвиями вниз на голову художницы. Парящее массивное облако ножниц, которые начинают раскачиваться и издавать металлические звуки от малейшего движения, усиливают беззащитность созидающей женщины. Починенная ткань, сшитая вновь в единое целое, постепенно накрывает лоскутным одеялом всё пространство пола. Это высказывание кроме прямого взаимодействия с предметом, рождает множество образов – беззащитности, бережности, угрозы, насилия, тревоги, неуверенности. Зритель сразу выступает в роли агрессора «заставляя» трудится художника и разрезая целую вещь, которую потом чинят.
Темой размышления оценки человека через его вещи становится перформанс Ирины Огурлиевой «Оболочка», артистки и балетмейстера Хабаровского краевого музыкального театра, на музыку Никиты Гоева. Темой исследования становятся вопросы: как человек меняется в разных образах одежды? Как восприятие окружающих меняется от разной одежды? Что мы транслируем своим образом для себя и окружающих? Можно ли абстрагироваться от этой трансляции?
Тема исследования возникла после изучения работ и материалов интервью заслуженного художника России Виктории Севрюковой. Обладатель театральной премии «Золотая маска», автор костюмов к более чем 350 спектаклей, считает, что вещи обладают энергетикой и несут эмоциональную и смысловую нагрузку, способные менять восприятие человека диаметрально (нелепый человек, приятный человек, стерва, неудачник и так далее). Кроме восприятия зрителя меняется и самоощущение танцовщика (уютно, комфортно, удобно и другие характеристики). Система знаков, полученных от вещей меняет в итоге канву и подтекст пластики исполнителя.
На сцене висит несколько комплектов, как символ социальной «маски», предлагаемой танцовщице. В моменте, примеряя на себя образы-маски, танцовщица вынуждена по-другому исполнять одну и ту же пластическую фразу с разной текстурой и энергетикой. Домашний костюм, одежда для вечернего выходя, одежда для работы, одежда для прогулок – где человек настоящий? Как социальная роль, предложенная через одежду, влияет на физическое и моральное поведение? Исследуя тему, танцовщица принимает физические ограничения движений одеждой, потому что в некоторых элементах меняется амплитуда, окрас лексики, с другой стороны, меняются моральные ограничения социальных установок, постепенно вовлекая зрителя в пластический диалог, спрашивая себя и зрителей – а какой ты настоящий? А когда ты настоящий? Что для тебя уместно? Что ты чувствуешь в каждой социальной маске?
Изобилие вещей в жизни человека является следствием новых ценностей общества потребления, переключающих человека с поиска свободны на поиск счастья. Эта философская дискуссия все чаще и чаще находит отражение в эмоциональном, творческом осмыслении современных авторов, перформеров и художников, позволяя расширить границы творчества.
автор: М.Судакова