Британский фантаст Аластер Рейнольдс известен прежде всего как автор великолепного цикла о «Пространстве Откровения». Именно с этим циклом он уверенно вошел в современную фантастику, сразу же сделав себе имя. Однако творчество его отнюдь не ограничивается единственной серией, и сегодня я хочу поговорить о его романе «Дождь Забвения».
Роман этот был впервые опубликован в 2004 году, и стал первым крупным произведением Рейнольдса, не принадлежащим к циклу. Рейнольдс не побоялся уйти в совершенно другую сторону от стиля, уже принесшего ему славу. В какую именно? Хороший вопрос.
Дело в том, что определить жанровую принадлежность романа не так-то просто. Представьте себе что специалист по «твердой НФ» решил поразвлечься и написать роман о путешествиях во времени с явственным привкусом «попаданцев», приправив все это условно-дистопическим антуражем в духе саги Стерлинга о шейперах и механистах. Понятно? Надеюсь, что нет, и что мое невразумительное описание вас заинтригует достаточно, чтобы прочитать «Дождь Забвения».
Потому что роман отличный. Все-таки Рейнольдс не обделен талантом, и там, где у многих получилась бы невразумительная каша, он ухитряется нанизать на двойную спираль сюжета (а повествование идет от лица двух отдельных героев) массу странных, а порой — и весьма динамичных событий и сцен, причем сделать это так, что начиная книгу, вы ни за что не догадаетесь, куда в итоге вас заведет автор.
Человечество 23-го века, разделившееся на две довольно расплывчатые группировки «прогов» и «ретров», сосуществующих друг с другом в атмосфере взаимной неприязни, периодически переходящей в войну. Земля, превращенная «Нанокостом» в оледеневшую могилу былого величия человеческой цивилизации. Таков мир одной половинки дуэта главных героев — женщины-археолога Верити Ожье. Мир другого героя, джазмена-неудачника и частного детектива Венделла Флойда представляет собой альтернативную Землю 1959 года, которая благодаря тому, что Второй Мировой войны в ее истории не было (и еще кой-каким моментам, которые я раскрывать не стану, чтобы не спойлерить) как будто бы навеки застыла в нуарном мире, знакомом нам по классическим детективам тридцатых годов. Да и сам Флойд чем-то отдаленно напоминает Сэма Спейда или Филиппа Марлоу.
Чем хорош Рейнольдс - у него нет «случайных» персонажей или несущественных деталей. Все ружья стреляют, все сюжетные ниточки в итоге сходятся, сплетаясь в довольно-таки причудливое кружево сюжета. К примеру, А-вирус, полностью лишивший людей способности воспринимать музыку, поначалу показался мне просто забавной идеей, научно-фантастической диковиной, вставленной автором в роман в качестве эдакого «элемента декораций». Однако и ему нашлось место (и очень важное!) в развязке.
Но, конечно, прелесть романа отнюдь не ограничивается набором интересных персонажей и оригинальных НФ-идей. Главные проблемы которые затрагивает автор — это, прежде всего ответственность ученых за последствия своих изобретений, и недопустимость ситуации, когда небольшие группы людей самовольно берут на себя ответственность за решения и действия, катастрофическим образом меняющие жизнь всего человечества.
Забавно было читать отзывы на книгу. По ним сразу становятся ясно, кто из критиков какую литературу предпочитают. Любители «экшна» упрекают книгу в затянутости и недостаточно энергичном развитии событий. Поклонники традиционной «твердой фантастики», наоборот, недовольны «излишним движняком». Адепты альтернативной истории находят изыски Рейнольдса в этой области недостаточно обоснованными, несколько упуская из виду, что автор совершенно не ставил целью изобразить идеальный мир в духе «а что, если?..».
О чем это говорит? Прежде всего о том, что читать «Дождь Забвения» лучше всего, отбросив рамки стеретипов, навеянных узкими рамками какого-то одного поджанра. Собственно, как это всегда и бывает с хорошими книгами.