Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Чёрная легенда Некрасова-старшего. Отступление

Как поэт правду жизни искажал Готовлю 4-ю часть «Чёрной легенды». Наткнулся на интересный момент в воспоминаниях поэта и критика П. М. Ковалевского, в своё время печатавшегося в некрасовском «Современнике». Павел Михайлович вспоминает, что Некрасов, стремившийся в поэзии быть больше гражданином, чем поэтом, не стал печатать в своём же журнале одно собственное стихотворение. Цитата: «Он не решился напечатать в «Современнике» одного стихотворения (которое ему очень нравилось) за то, что в нём говорилось о косьбе, как о забаве и веселье мужика, а не как о тягостном труде. - Да ведь это так и есть на самом деле [- возражает Ковалевский Некрасову – А. Б.]. Ведь мужики даже в праздничные рубахи одеваются для этого! - Так-то оно так, отец! Только мне-то нельзя в моём журнале так разговаривать. Скажут: Некрасов мужика жалеть перестал – где забаву нашёл, в косьбе! - Значит, надо говорить неправду, что косьба – мука? - Надо, отец. Делать нечего! Я-то отлично знаю, что не мука она, а доподлинно з

Как поэт правду жизни искажал

Готовлю 4-ю часть «Чёрной легенды». Наткнулся на интересный момент в воспоминаниях поэта и критика П. М. Ковалевского, в своё время печатавшегося в некрасовском «Современнике».

Павел Ковалевский (1823-1907) на портрете работы Ивана Крамского в 1886 году.
Павел Ковалевский (1823-1907) на портрете работы Ивана Крамского в 1886 году.

Павел Михайлович вспоминает, что Некрасов, стремившийся в поэзии быть больше гражданином, чем поэтом, не стал печатать в своём же журнале одно собственное стихотворение. Цитата:

«Он не решился напечатать в «Современнике» одного стихотворения (которое ему очень нравилось) за то, что в нём говорилось о косьбе, как о забаве и веселье мужика, а не как о тягостном труде.

- Да ведь это так и есть на самом деле [- возражает Ковалевский Некрасову – А. Б.]. Ведь мужики даже в праздничные рубахи одеваются для этого!

- Так-то оно так, отец! Только мне-то нельзя в моём журнале так разговаривать. Скажут: Некрасов мужика жалеть перестал – где забаву нашёл, в косьбе!

- Значит, надо говорить неправду, что косьба – мука?

- Надо, отец. Делать нечего! Я-то отлично знаю, что не мука она, а доподлинно забава и есть для мужика. Да нет, не велят нашему брату таким манером разговаривать-то».

Картина советского художника Аркадия Пластова "Сенокос" откровенно воспевает этот момент крестьянской жизни. Кстати, Пластова тоже обвиняли в искажении действительности, мол, все изображённые на переднем плане растения не могут цвести одновременно.
Картина советского художника Аркадия Пластова "Сенокос" откровенно воспевает этот момент крестьянской жизни. Кстати, Пластова тоже обвиняли в искажении действительности, мол, все изображённые на переднем плане растения не могут цвести одновременно.

Литературовед Сергей Смирнов, комментируя этот момент, пишет, что для Ковалевского такая позиция Некрасова была искажением правды жизни. А для Некрасова, несмотря на намеренно взятый им ироничный тон («не велят нашему брату и пр.»), это был «безусловный приоритет дела, направления, журнала». Недаром Некрасов многие годы был иконой для народовольцев и их последователей.

Но, думаю, особой иронией там не пахло, насчёт "не велят" поэт не сильно-то и шутил. Когда в 1866 году он в Английском клубе прочитал оду генералу Муравьёву, подавившему Польское восстание 1863 года, либеральная общественность, включая Фета и Герцена, просто заклеймила Некрасова позором.

Как бы то ни было, по мнению Николая Алексеевича, показывать можно только тягости крестьянского труда и жизни. Стоит ли добавлять, что поколения советских школьников жили под впечатлением о крестьянстве, созданным и заданным стихами Некрасова, рассказами Тургенева, картинами Репина и т. п.? Это впечатление пестовалось всем школьным курсом литературы. Ведь одна из его главных задач - показать, как плохо было до 1917 года и как хорошо стало сейчас при Советской власти. И, кстати, направление это никуда не делось и из современной – российской – учебной программы.

Что скажете, уважаемые читатели?

#Некрасов #литература #сенокос #россия #поэзия #XIX