Найти тему
Слово книжное и живое

О Сальвадоре Дали в ЖЗЛ

Мишель Нюридсани. Сальвадор Дали. - М.: Молодая гвардия, 2008. (Серия ЖЗЛ. выпуск 1348).

Книга о Сальвадоре Дали читалась долго, муторно, но сегодня я ее все-таки добил. Дочитал до последней строки. Не стал бросать, хотя порой и хотелось прервать чтение.
В чем же дело, спросите вы, и будете правы. Сложно читалась книга. Тут надо различать две стороны: образ героя книги и язык автора.
Начну с языка. Первое впечатление, как только начинал читать книгу, было: "Ух! какая книга!"
Первая глава вообще зажигательная, привлекающая внимание к герою, к Сальвадору Дали, великому художнику, чье имя известно, наверное, каждому более менее просвещенному человеку. В первой главе описывается пресс-конференция, которую давал Дали в 1975 году. Его остроумные ответы на каверзные вопросы журналистов показывают острый ум Дали, его привычку к импровизации, его желание перевернуть любую критическую ситуацию вверх дном себе на пользу.
Я был очарован языком автора, его умением показать неординарного человека ярко, выпукло, с блеском.
А дальше начался рассказ о его жизни, с детства, с увлечением мальчика рисунком, жизни, полной внутренних комплексов, разочарований, скандалов и неожиданных встреч. С ранней юности Дали был, и всем заявлял, что он гений, убеждая окружающих и себя в том числе, что он не просто так появился на этой земле.
Далее автор показывает знакомство Дали в Мадриде с Лоркой и Бунюэлем, где они вместе проводили много времени, их дальнейшие совместные работа и увлечение сюрреализмом, их общие устремления и настоящая дружба. Этому посвящена большая глава в книге.
А дальше начинается для кого-то может быть и интересная тема, но мне она мешала. Я имею ввиду нестандартные сексуальные увлечения Дали. То, как рисует его автор, вызывает в читателе омерзение и недоумение. Что это? С чем это связано? Ответ напрашивается сам собой. За всей этой эпатажностью публики, за фиглярничаньем и шокированием стоял очень закомплексованный человек, боящийся всего, не умеющий никак проявить себя в жизни. Он надел на себя эту маску, и сам же ее везде преподносил как истинное лицо. Про Дали говорят, что во всех его книгах, картинах слишком много лжи, среди которой иногда мелькают крупицы правды. Этакое шутовство со всем миром в ущерб себе, на котором Дали сделал себе имидж.
С другой стороны, автор книги посвятил сбору информации, посещению мест, которые связаны с именем его героя, немало времени. Чувствуется скрупулезная проработка материала, документов, многих источников, на которые он ссылается и приводит цитаты.
В книге перечисляются реальные имена художников, деятелей кино, меценатов и владельцев картинных галерей, которые жили и общались с Сальвадором Дали, приобретали его картины, акварели, рисунки и предметы из его обихода.
Иногда, правда, бывает, автор повторяется, приводит какие-то цитаты дважды в разных местах книги. Хронологически запутывает читателя, перемежая события из разных времен и сторон жизни Дали.
Но в конце я убедился, что автор, Мишель Нюридсани, подошел к написанию этой книги с большой ответственностью.