Найти тему
IQ Media

«Я хочу быть современником космической отрасли»

Фото из личного архива Дарьи Чудной
Фото из личного архива Дарьи Чудной

Сыграть в шахматы с Международной космической станцией, встретить космический экипаж в казахской степи, рассказывать об истории космоса, а потом начать ее творить — все это сделала участница проекта «Космос в медиакультуре» департамента медиа ВШЭ, заместитель генерального директора компании SR Space Дарья Чудная. О том, как стать космической современницей, она рассказала HSE Daily.

В детстве я какое-то время жила с родителями во Вьетнаме, папа там работал. Когда мне было 12 лет, на трапе самолета в Ханое я встретилась с Валентиной Терешковой. Она сказала мне много приятных слов и написала на небольшой открыточке с вьетнамскими пейзажами: «Дарьюшке. Всех благ». Это было мое первое соприкосновение с космонавтикой, которое я запомнила на всю жизнь. Несмотря на то что мой дедушка был летчиком, а папа работает в авиации, аэрокосмическая отрасль меня долгое время не привлекала. Я прошла длинный путь, чтобы понять, что это сфера, которая меня очень заряжает и вдохновляет.

«Музей космонавтики эмоционально зарядил меня»

Я окончила факультет журналистики РГГУ и какое-то время работала по профессии — на телеканале «Звезда», «Нашем радио» и на разных молодежных онлайн-порталах. Затем я занялась связями с общественностью, рекламой и маркетингом. В 2014 году я пришла в московский Музей космонавтики на должность руководителя пресс-службы. Тогда в музее еще не были выстроены коммуникации и сформирован бренд, всю систему мы с коллегами выстраивали с нуля.

Среди моих любимых проектов за время работы в музее — шахматная партия между космосом и Землей. В Музее космонавтики мы сыграли в шахматы с Международной космической станцией спустя ровно 50 лет после первой партии «Космос — Земля» 9 июня 1970 года. За этот проект мы получили первую в истории Музея космонавтики премию «Серебряный лучник», одну из самых престижных российских наград в области связей с общественностью.

-2

Время работы в музее стало для меня удивительным во многом благодаря возможности общаться с прекрасными людьми — с космонавтами, работниками ракетно-космической отрасли, коллегами. Сотрудники музея все время находятся в приподнятом настроении, потому что Музей космонавтики — место, которое сильно энергетически заряжает. Там я написала книгу про животных в космосе — «Животные-космонавты. Первые покорители космоса» («Питер», 2018). Она переиздавалась несколько раз, скоро ждем следующего тиража. Тема оказалась востребованной, и мне это приятно.

«Неужели космос и правда существует?»

Летом 2019 года я отправилась встречать космонавтов с Международной космической станции в составе экспедиции поисково-спасательного отряда. Это отличается от опыта нахождения на старте космического корабля, потому что встречать всегда немного приятнее, чем провожать. После полугода работы на космической станции люди возвращаются домой, и встреча с ними произвела на меня неизгладимое впечатление.

Представьте: пустынная степь в несколько сотен километров от города Жезказган в Казахстане. Рядом с лагерем поисково-спасательного отряда — только мазары, древние казахские захоронения. Невозможно вообразить, что завтра ты увидишь, как встретятся современность и история: на фоне захоронений приземлится спускаемый аппарат с космонавтами. Группа встречающих получает циклограмму полета и тайминг встречи. Все напряженно вглядываются в летнее голубое небо и ждут. В этот момент даже в сознание тех, кто работает в космонавтике по 10–15 лет, закрадывается сомнение — неужели космос правда существует? Кажется, что небо видно до донышка. Но через некоторое время в нем появится маленькая точечка — спускаемый космический аппарат. Все разбегаются по машинам, несутся по кочкам казахской степи, спешат навстречу космонавтам. Аппарат приземляется, космонавтам помогают выйти специальные сотрудники, и дальше уже начинается работа медиков. Встретили.

Читайте полную версию интервью на сайте HSE Daily