Я это помню, а вы? В СССР, чтобы приобрести мебельный гарнитур, или так называемую "стенку" (лучше производства ГДР, но и югославская норм), люди записывались в списки, бронируя место в очереди, а потом приходили периодически отмечаться, подтверждая свое намерение.
У кого-то был блат, кто-то доплачивал сверху, покупая дефицитный товар, на это могло уйти несколько месяцев. Кто-то, конечно, довольствовался дешевой советской мебелью из плохонького ДСП, но я таких людей почти не встречал. Квартира могла быть в убитой "хрущевке", но со стенкой в гостиной (там же стоял телевизор, еще один предмет максимальной значимости) и шерстяным ковром на стене всегда был максимальной порядок.
Реальности времен детства наложились на сегодня, как изолинии контурной карты на полноцветный оригинал, когда сегодня я совершил покупку в современном "Мебельторге", которым добровольно-принудительно для россиян стала шведская "Икея".
О да! Если уход большинства европейских брендов с российского рынка не вызвал у масс особых эмоций, то разворот “Икеи”, как мне кажется, стал первой реальной угрозой для качества жизни в период санкций. В любом случае, у марки напоследок получилась фантастически успешная рекламная компания — скучать по "икее", ставшей дефицитом, стали, без преувеличения, миллионы людей.
Судя по всему именно поэтому — увеличенный спрос — попытка шведов распродать остатки красиво натолкнулась на технические грабли. Даже во времена худшего советского дефицита столько проблем у покупателей не было.
Сначала долго не могли зайти на сайт ("заходите завтра"). Пробовали в разное время дня и ночи, без толку. Потом в течение недели, каждый час — невозможность добавить товар в корзину ни через один браузер, ни с одного устройства.
В итоге опытным путем обнаружилось, что заказы удаются владельцам айфонов. Сначала я уже было психанул, и поставил эмулятор ios для запуска приложений, потом выяснилось, что для работы нужна регистрация логина apple… В общем, перебрали все браузеры, опытным путем оказалась наиболее работоспособной Opera — с десятого раза смогли сформировать корзину и оформить заказ. Так как время заказа на сайте ограничено (10 или 15 минут), научились быстро набивать корзину заранее составленным списком артикулов.
В итоге набрали всякого, докликали до оплаты… Далее выяснилось, что заказать доставку больше нельзя, только самовывоз из центрального магазина в Химках. Ну, и до кучи половину заказа отменили. Но в любом случае, шведская очередь оказалось несколько быстрее советской — система безальтернативно показала дату и времени выдачи: "завтра с 8 до 10 утра". ЛОЛ.
Надо сказать, что эта новость застала меня в дебрях Владимирской области, во время съемки обзора про интересный ралли-рейдовый багги. Но что делать — надо все бросать и ехать, ведь по правилам этой странной "распродажи" (без снижения цен), если заказ не забрать в указанное время, он будет расформирован.
Проснулся в 3:30 утра, рассвет. Свежий воздух и пейзажи, в которых глаза раскрываются сами.
Туман над рекой.
Солнце раскрашивает ферму…
и поля вокруг.
Дымка быстро тает вместе с тем, как солнце карабкается выше по своей невидимой стремянке над горизонтом.
Еду неспеша. Дороги часа три с половиной.
Несмотря на супер-раннее утро, в Покрове уже пробка на полчаса минимум. На часах, на минуточку, 4:27! Объезд в 20 км, но без остановки.
Ароматный кофе из синего американского термоса. Не "икея", но на алиэкспрессе тоже не купить. Размышляю — а влезет ли вообще все? Ведь у меня и так багажник не пустой, два контейнера с вещами, да еще и велосипед. А в чеке — список на пару страниц, там двухметровый шкаф, двухэтажная кровать, несколько кресел и куча всего по мелочи…
Приехали в Икеа, за полчаса до означенного времени.
В это время у входа уже движуха. Издалека похоже на зомби.
Можно размяться, но не долго — надо идти занимать очередь на вход.
Подъехать к привычной парковке "для загрузки" теперь нельзя, так что для самовывоза выделено два больших слота на парковке напротив выхода. Очередь за 15 минут до открытия — человек на 20.
Внутрь начинают пускать после 8 утра. Пускают по 5 человек за раз. Выстраивают линию для очереди, чтобы люди не ломились — культурно.
Выдача товара осуществляется внутри на временных рабочих местах. Все помещения магазина зашторены. Называешь оператору номер заказа, при себе нужно иметь электронный чек (в электронном виде — достаточно, но многие стоят с распечатками).
Ожидание товара занимает всего пару минут. Только отвернулся — уже выкатывают тележки.
За это время расположенный рядом автомат даже не успел налить стаканчик недорогого (50р), но вполне приемлемого черного кофе. Сервис "Икеа" "на земле" традиционно работает лучше, чем в интернете.
Забираю телеги по очереди. И без особого изыска и “тетриса”, просто запихиваю в салон и двухэтажную кровать, и шкаф, и все остальное. Как и предполагалось, в Partner Crossway все влезло с отличным запасом.
Даже не пришлось занимать переднее сиденье. Не говоря о том, чтобы велосипед разбирать.
Вот так "урвал дефицит". Думал, эта фраза навсегда утратила актуальность, но нет.
Такие вот контурные карты, со своими изолиниями… А вы что думаете на этот счет?
Друзья, кстати, я завел телеграм канал Artemspec — подписывайтесь, там будут не только анонсы постов на Драйве, но и самостоятельный контент, по формату не подходящий для Д2 и Дзена.