Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Чудом сохранившийся ВАЗ-2101 для кросса СССР: 1,6-литровый мотор, каркас безопасности, чёрный капот

Автоспорт в СССР играл огромное значение, особенно автокросс и ралли. Ещё бы: в стране, где хороших дорог было немного, а бездорожья — хоть отбавляй, широкое развитие должен был получить именно этот вид автоспорта. Сначала гонялись на «Волгах», затем стали в основном использовать «Москвичи». А когда в начале 1970-х годов появился ВАЗ-2101, он сразу же отлично показал себя на трассах, с лёгкостью обходя медлительные «Москвичи». Сегодня я расскажу про оригинальный ВАЗ-2101, созданный для автокросса еще в СССР. Очень хорошо сохранившийся экземпляр я сфотографировал в Санкт-Петербурге на выставке Musclecar Garage. Конкретно этот автомобиль — настоящая легенда советского автоспорта. В 1983—1984 годах он стал серебряным призёром чемпионата СССР и РСФСР по автокроссу, с 1985 по 1987 годы — чемпионом РСФСР по автокроссу. Также в 1985 и 1987 годах автомобиль стал победителем автокросса «Серебряная Ладья». Удивительно, что при такой активной эксплуатации «копейка» очень хорошо сохранилась. Внеш

Автоспорт в СССР играл огромное значение, особенно автокросс и ралли. Ещё бы: в стране, где хороших дорог было немного, а бездорожья — хоть отбавляй, широкое развитие должен был получить именно этот вид автоспорта.

Сначала гонялись на «Волгах», затем стали в основном использовать «Москвичи».

А когда в начале 1970-х годов появился ВАЗ-2101, он сразу же отлично показал себя на трассах, с лёгкостью обходя медлительные «Москвичи».

Сегодня я расскажу про оригинальный ВАЗ-2101, созданный для автокросса еще в СССР. Очень хорошо сохранившийся экземпляр я сфотографировал в Санкт-Петербурге на выставке Musclecar Garage.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Конкретно этот автомобиль — настоящая легенда советского автоспорта.

В 1983—1984 годах он стал серебряным призёром чемпионата СССР и РСФСР по автокроссу, с 1985 по 1987 годы — чемпионом РСФСР по автокроссу.

Также в 1985 и 1987 годах автомобиль стал победителем автокросса «Серебряная Ладья».

Удивительно, что при такой активной эксплуатации «копейка» очень хорошо сохранилась.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Внешне кроссовый вариант не спутать с обычной гражданской версией.

У него матово-чёрный антибликовый капот, мощная защита картера, отсутствующие бамперы и зубастая резина на гоночных колёсных дисках.

И это я не говорю про множество наклеек на бортах и огромной надписи «ВАЗ Автоспорт» на капоте.

Единственное, что я не понял, что за штука на фотографии ниже. Очень похоже на интеркуллер или масляный радиатор. Или же это просто бамперозаменитель с резиновыми вставками?

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Из уже немного стёршейся наклейке с характеристиками на лобовом стекле мы также узнаём еще несколько особенностей кроссовой «копейки».

Например, что внутри вварен каркас безопасности из стали 30ХГСА. Под капотом стоит 1,6-литровый мотор мощностью 58,5 кВт или 80 лошадиных сил, который сочетается с серийной коробкой передач.

Задний мост — усиленный. Выхлоп — гоночный прямоточный. В подвеске используются спортивные пружины и стабилизатор увеличенной жёсткости.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но как же в СССР строили гоночные автомобили, ведь купить готовые детали для модификации, как сейчас, было невозможно?

Что ж, каждый «крутился, как мог». Например, «СовТрансАвто» привозило из Германии распредвалы марки Shrick.

Что-то делали на АвтоВАЗе: ГБЦ, усиленные толкатели клапанов, более жёсткие пружины и так далее.

Многие гонщики и гоночные команды изготавливали запчасти своими силами при помощи знакомых токарей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Гоночные «Жигули» обычно строились из обычного ВАЗ-2101. Для облегчения кузова выбрасывалась вся шумоизоляция, соскабливалась мастика, снималась вся обивка, даже проводку упрощали.

Вазовским пилотам везло чуть больше — автомобили для них делали с голого кузова.

Он изначально не покрывался антикоррозионным покрытием, не устанавливались некоторые усилители, а отдельные кузовные детали штамповались из более тонкого металла.

Это позволяло снизить вес гоночной «копейки» до 800—850 килограммов. Двигатели тоже основательно перетряхивали. Часто устанавливали сдвоенные карбюраторы Weber.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Я немного поискал информации об этом автомобиле и нашёл объявление о его продаже за 2016 год. Цену не знаю (так как объявление уже в архиве), но автомобиль продавался в Питере.

В этом же году новый владелец автомобиля завёл страничку для него на Drive2, но никакой дополнительной информации так и не выложил.

Как мы видим, автомобиль до сих пор находится в Питере и в гонках (к счастью) не участвует.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов