Выражение "Существование в настоящем (текущем) моменте времени" представляет собой очень широкое понятие и если не уточнить контекст его применения, то легко может возникнуть "бой быков" на пустом месте.
Как пример, критика "безответственно-потребительского" трактования этого выражения от Виктора Франкла с упоминанием некоего Эрвина Штрауса (феноменологического философа), о существовании которого я и понятия бы не имел (и ничего бы не потерял), не цитируй его Франкл ...
Критика Франкла окрашена подтекстом необходимой связи Смысла Жизни с политически-религиозными понятиями Долг и Ответственность.
В этом и заключена сила "Психологии Поиска Смысла" Виктора Франкла (во всяком случае, у меня сложилось такое ощущение), когда обходными маневрами и софистическими уловками в суицидальном пациенте вызывается/генерируется чувство вины и религиозно-пеницитарного страха перед теми людьми (занятиями и вещами), ради которых у него вдруг обнаруживается Долг и Ответственность. Тема работает очень эффективно и сейчас.
Эрвин Штраус
https://www.psyoffice.ru/6-879-shtraus-yervin.htm
https://en.wikipedia.org/wiki/Erwin_Straus
Виктор Франкл - "Человек в поисках смысла", (Москва «Прогресс» 1990) с.158:
"Эрвин Штраус в книге «Случай и событие» показал, что действительность человеческой жизни (то, что он называет становящейся действительностью) невозможно понять в отрыве от исторического временного контекста. Особенно справедливо это в случае невроза, когда человек сам искажает эту действительность.
Одним из способов такого искажения является попытка убежать от исходно человеческой формы бытия. Штраус называет такую попытку «существованием текущего момента», имея в виду полный отказ от какой-либо направленности в жизни, другими словами — поведение, которое не управляется ни опорой на прошлое, ни устремленностью в будущее, а связано только с «чистым» внеисторическим настоящим.
Так, многие невротические больные говорят, что они предпочли бы жить «вдали от борьбы за существование», где-нибудь на уединенном солнечном острове, в праздности и безделии. Такое может подойти лишь животным, но никак не человеку. Только такому больному в глубоком забытьи может показаться приемлемым и в конечном счете достойным человека жить, подобно Дионису, в стороне от всего происходящего.
«Нормальный» человек (и в смысле «средний», и в смысле «соответствующий этическим нормам») только иногда может позволить себе отключиться от всего, кроме переживаемого момента, и то лишь до некоторой степени. Время и ситуация для этого — дело сознательного выбора. Можно, например, «взять отпуск» от своих повседневных обязательств и сознательно искать забытья в алкоголе.
В период таких произвольно и искусственно вызванных приступов неподконтрольности человек время от времени сознательно сбрасывает с себя бремя своей действительной ответственности. Но по сути и в конечном счете человек, по крайней мере человек западной цивилизации, постоянно подвержен диктату ценностей, которые он должен творчески претворять в жизнь. Это не значит, что он не может направить свой творческий потенциал на то, чтобы забыться в опьянении и утопить собственное чувство ответственности. Никто из нас не гарантирован от этой опасности, которую Шелер характеризовал как такую увлеченность средствами осуществления ценностей, при которой забывается конечная цель — сами эти ценности. Сюда же следует добавить огромное множество тех, кто, напряженно работая в течение всей недели, в воскресенье оказывается охваченным ощущением пустоты и бессодержательности собственной жизни,— день, свободный от дел, заставляет их осознать это ощущение. Такие люди, жертвы «невроза выходного дня», напиваются, с тем чтобы спастись от ужаса внутренней пустоты."
Франкл закрывает глаза на вынужденность условий социально-политического существования человека с навязанными "искусственными" целями, которыми он оказывается ослеплен, а реакция этого человека на предчувствие обмана как "ужас внутренней пустоты" как раз естественна. Франкл пытается, затем, осуществлять свой гневный нравственный удар посредством понятий Долга и Ответственности...
"Наивный Реализм" от Виктора Франкла:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Наивный_реализм
Подмена абстрактного понятия, приобретающего свое значение только в контексте социально-политического общения "Ценность" в форму материального (независимого от вкуса и оценки) объекта:
Виктор Франкл - "Человек в поисках смысла", (Москва «Прогресс» 1990) с.170:
"Ценность, на которую направлено действие, трансцендентна по отношению к самому этому действию. Она выходит за его рамки, подобно тому как предмет познавательного действия находится за пределами данного когнитивного акта (в узком смысле этого слова). Из феноменологии хорошо известно, что надситуативные качества предмета намеренного действия всегда присутствуют в содержании этого действия. Если я вижу горящую лампу, факт ее существования в пространстве и во времени есть нечто данное, независимое от моего восприятия, даже если я закрою глаза или повернусь к этой лампе спиной. В моем восприятии предмета как чего-то реально существующего подразумевается, что я признаю его реальность независимо от моего или чьего-либо восприятия. То же самое верно и в отношении предметов ценностного восприятия. Как только я постигаю какую-либо ценность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе, независимо от того, принимаю я ее или нет."
Но ведь поворачивание спиной к лампе и закрывание глаз еще не означает "независимо от восприятия". Это лишь означает убирание некоторого количества "данных" для Сознания. "Ментальное" фокусирование на образ лампы все равно остается в нем.
И на этом выстроен фундамент всей психологии Франкла. Раньше подобное могло легко "прокатывать", но сейчас люди постепенно просыпаются от завуалированного религиозно-пеницитарного догматического навязывания оправданий существования, прикрывающегося необходимостью следования инстинктам выживания и размножения. Поэтому сейчас подтасовки и подмены понятий смещаются от политически-пеницитарных более в религиозно-христианские области. Но используется по сути то же самое запугивание.
Книга Виктора Франкла "Человек в Поисках Смысла" - яркий пример софистической подтасовки содержания под видом многословного описания самого вопроса, на который обещается ответ. Эффект значимости проделанной работы осуществляется чувством парадоксальной "подвешенности/замирания" мозга читателя от подтасовки ему описания содержания вопроса под видимость ответа.
Самое забавное, что Франкл потратил кучу бумаги и времени, чтобы подтасовать банальное понятие ВЕРЫ (в религиозном понимании) под вопрос о Поиске Смысла Жизни. В самом конце книги читаем:
"Поэтому нет причин сомневаться в том, что даже у самой жалкой жизни есть свой смысл, и я надеюсь, что мне удалось показать это. Жизнь обладает безусловным смыслом, и нам нужна безусловная вера в это. Это важнее всего во времена, подобные нашему, когда человеку угрожает экзистенциальная фрустрация, фрустрация воли к смыслу, экзистенциальный вакуум."
Все важничанье и игра в термины Франклом, жонглирование модными "экзистенциально-феноменологическими" словечками были нужны ему лишь для одурачивнаия читателя с целью естественного пробуждения в нем Религиозной точки зрения на Смысл Жизни.
Вопрос смысла возникает лишь в условиях социально-политического общественного окружения, он искусственен, а Франкл наделяет его каким-то естественным качеством природы...
Еще характерные "перлы" из книги Франкла:
"Мы, психиатры" - любимая присказка Франкла. Он любит жонглировать статистикой и всякими цитатами малоизвестных авторов. Огромное количество "важных" цитат от людей (психологов, статистиков, историков, филологов и прочее), о существовании которых читатель даже и не подозревал.
Франкл любит подтасовывать геометрию на примеры (Проекции на "плоскости" и прочее дуракаваляние). Он подменяет размытость абстракции наглядной доказательностью математики с целью придания весомости одурачиванием.
Франкл словно выступает с трибуны, пылко размахивая кулаком и громыхая эхом по переполненному залу... Он изливает свои фразы безлико лектором в отрыве от слушателя, он словно ведет диалог с самим собой.
Отсутствие смысла содержания завуалировано много-смысленностью и противоречивостью, которые Франкл героически закрывает плакатами, на которых написаны пафосные слова (которые ему видимо вдалбливали в детстве): Долг! Ответственность! Обязанности! Высокие Нравственные Ценности и Идеалы! - Они, само собой разумеется, не требуют сомнений и достаточны в своей очевидной доказанности само-трансцендирующего "сразу-наличия"...
Типичное изложение, ходящее вокруг да около пафосных вопросов:
"Что такое смысл жизни? Да! Этот вопрос очень важен, его задают многие, когда... и так далее...понеслась... К вопросу о смысле жизни можно подойти по разному. И мы не можем выяснять замысел Вселенной - он трансцендентен. Откуда человеку это знать? "
Интересно отметить, что часто Франклом применяются такие обороты искусственного увеличения объема как "То Есть...." или "Другими Словами,..."
Отдельные "Перлы", иногда интересные:
• Совесть, как орган смысла. Оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышивать требования, содержащиеся в каждой отдельной ситуации.
• Осмысленный, значит наполненный делами.
• Бодрствующая совесть дает человеку способность сопротивляться, не склоняться перед тоталитаризмом.
• Быть ответственным значит быть избирательным, селективным.
• "Каждый день и час предлагают новый смысл и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого... Возможность осуществить смысл всегда уникальна и человек, который может ее реализовать всегда неповторим ." (Типичное "Бла бла" общими фразами простого описания содержания, а не его раскрытия...)
• Логотерапия - как спасение
• При отсутствии работы жизнь кажется людям бессмысленной, а они считают себя бесполезными. Их угнетает не безработица как таковая, а ощущение смысло-утраты...
• Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.
• "Экзистенциальный вакуум" - любимая фраза "ни о чем и обо всем сразу"
• Дименциональная антология.
• Быть человеком значит всегда быть направленным на что-то или кого-то.
• "СамоТрансценденция" - Одно из ключевых Важно-Слов Книги...
• Ученый должен знать что делает, когда сохраняет видимость, что он имеет дело с одномерной реальностью, должен знать источник своих ошибок.
• Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели, стремление к счастью мешает счастью.
• Наслаждение - это побочный эффект достижения цели, если есть причина для счастья оно вытекает из нее автоматически и спонтанно. Незачем стремится к счастью, если есть основания для него.
• Стремление к смыслу - базовое стремление человека. Найти и осуществить смысл и цель.
• Наслаждение - следствие осуществления смысла, власть как средство.
• Самоактуализация - это непреднамеренное свойство интенциональности жизни.
• "Человек становится тем кто он есть благодаря делу которое он делает своим" (Ясперс) (Красота "заворотцев" вокруг себя!)
• Люди, лишенные напряжения склонны создавать его.
• Не Требовательное общество. Спорт как требования к себе, а нездоровый образ - это битники и серфингисты.
• ЛСД - это только получить кайф или встряску.
• Стремление к смыслу как оправдание инстинкта выживания.
• Идиосинкразия идеалов и ценностей. Американцы боятся авторитаризма
• Свобода, несмотря на зависимость, это более высокой уровень бытия.
• Необходимо напряжение, и его поддерживать, напряжение порождает смысл - это неотъемлемый атрибут человечества для духовного благополучия. А внутренние гармония и душевный покой это от лукавого...
• Дело и свобода, и их связка - ответственность, которая относится со смыслом и перед кем вы несете ответственность.
• Существование человека колеблется и терпит крушение, если он не проживает это качество самотрансценденции.
• Фрейд был молодец, но не прав ни разу!!!
• Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.
• Но человек открыт миру - это самотрансценденция в интенциональном качестве.
• Человечность человеческого поведения
• Человеческие феномены, выводимые из субфеноменов превращаются в эпифеномены
• Человек не вещь, редукционизм не оправдан и ошибка. Но - Почему? Потому что нельзя! У человека есть совесть!
• В мире, описывающимся многими науками отсутствует смысл, но это означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то что многие науки слепы к нему.
• Чем более всеобъемлющий смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа, мудрость здесь берет здесь.
• Нужно дополнить Статую Свободы статуей ответственности на Западе
• Существовать - значит выходить за пределы самого себя
• Онтологическая фактичность
• Первичен бытийный смысл
• Ответственность - суть основ человеческого существования, быть человеком значит быть осознающим и ответственным.
• Существование текущего момента - как искажение, чтобы убежать от исходной человеческой формы бытия.
• Когда мысли о самоубийстве овладевают человеком он - и не в состоянии создать правдоподобную причину для осуществления жизни, он психологически не способен придумывать доводы продолжать жизнь вообще и в частности.
• Люди хотят то, что хотят, не удовольствия их движут!
• Истинно нравственный порыв
• Мы на этом свете не для того чтобы наслаждаться!
• Радость всегда направлена на объект, а удовольствие - не направленная эмоция состояния.
• Индивид ощущает истинную радость только тогда, когда эмоции выступают как ценность. Радость не может быть самоцелью. Ее невозможно преследовать как цель.
• Ценность, на которую направлено действие трансцендентна по отношению к самому действию. Она выходит за его рамки подобно тому, как предмет познавательного действия находится за пределами данного когнитивного акта в узком смысле. Из феноменологии хорошо известно, что надситуативные качества предмета намеренного действия всегда присутствуют в содержании этого действия. Если я вижу горящую лампу, факт ее независим от восприятия. Объекты обладают эстетическими ценностями сами по себе и другой просто способен их распознавания для себя. (см. выше подробный разбор)
• Жизнь - ответственная задача, возложенная природной на человека и его долг с честью выполнить назначение, вот и ценность жизни.
• Наслаждаться жизнью и ее ценностью - это обязанность человека!
• Человеческая свобода - это свобода для того чтобы принимать ответственность!
• Так как жизнь уникальна, то наша задача - реализовать эти уникальные возможности
• Поскольку человеку не дано предвидеть будущее, он никогда не может безошибочно определить, будут ли у него в будущем возможности для реализации ценности.
• Экзистенциальный анализ призван помочь человеку осознать ответственность за реализацию всех его целей. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла она кажется ему. Жизнь как миссия!!!
• Жизнь сама задает вопрос человеку и ему держать перед ней ответ, он вынужден быть ответственным перед нею. Ответить перед жизнью можно лишь отвечая за жизнь!
• (О смысле смерти у Франкла жалкая софистика): "Перед лицом смерти мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни. Мы не имеем права ни упускать ни единой из возможностей, сумма которых делает нашу жизнь полной смысла!"
• Долг - насильное принуждение, ответственность - страх.
• Человек в жизни как скульптор, который не знает когда ему велят закончить работу. Он просто обязан каждый раз максимально использовать отведенное ему время, иначе его работа рискует оказаться фатально прерванной...
• Если что-то смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным. Огонь факела имеет смысл, даже если он угас. А передавать эстафету "не горящего" факела бессмысленно.
• Жизнь, смыслом которой было бы только размножение, была бы по сути столь бессмысленна как и размножение. Размножение имеет смысл, если сама жизнь наполнена смыслом. Смысл текущего поколения - придать смысл всем прошлым. Жизнь приобретает смысл за счет не биологической сферы.
• Человек, сомневающийся в свободе своего волеизъявления либо безнадежно поддался влиянию философии детерминизма, либо болен параноидальной шизофренией - ему кажется воля дана кем-то извне.
• Фатализм невротика - свобода воли скрыта от него, он сам себе не дает реализовать собственные возможности, он сам мешает себе быть таким каким он может быть, этим он искажает свою жизнь...
• Люди склонны скрывать сами от себя свободу собственной воли, оправдываясь якобы присущим им слабоволием.
• Депрессия у пациентки от того,что ей поставили диагноз депрессия
• Парадокс двунаправленной критики, когда можно обратить сомнение на само себя.
• Алкоголь и прочие средства размазать фокус помогают протолкнуть текущий эффект от неприятного срывания в прошлое.
• Ценность, Долг и Ответственность!
• Ответственность за реализацию ценностей!
• Жизненная задача!!!
• Любимая игра Франкла - везде выискивать и находить ценность любыми средствами и подтасовками, сокрытое внутри области общего понятия выдается за его следствие...
• Вина подразумевает ответственность!
• Только оправданное терпение является нравственным достижением! Оно известно каждому простому честному человеку.
• Франкл - яркий пример для отрицания воли. Но его страдания были как протест...
• В смысле жизни нельзя сомневаться, его надо осуществлять, ибо мы перед жизнью в ответе!
• Только отличающаяся совесть может приказать человеку совершить самоубийство...
• Привилегия человека становиться виновным и его ответственность преодолеть вину!
• Жизнь либо имеет смысл в любой её длительности или нет. Тогда и не стоит ее продолжать...
• Факт поиска смысла жизни содержит в себе веру в его существование
• Не нужно брать на себя страдания всего общества по экзистенциальному вакууму.
• Смысл нигилизма в отрицании смысла.