Есть ли уже что-то заметно новое в разработках аккумуляторов? Мы в Neovolt в качестве производителя наблюдаем за прогрессом в отрасли и каждый месяц публикуем заметки со свежими событиями.
Все новости мы сопровождаем комментариями и дополнениями.
Каждая публикация — это свершившиеся к июлю 2022-го года факты. Сберегите своё время, не отвлекаясь на фальшивые «новые типы батареи», которые какие-то учёные когда-нибудь обещают выпустить на свет.
По факту: планета отстаёт в аккумуляторном развитии на 5 лет
Аккумуляторная отрасль достигла сейчас всего 114,9 млрд долларов. В 2017-м году в исследовании MarketsandMarkets прогнозировали, что мировой рынок аккумуляторов вырастет с 93,1 млрд долларов до 187,9 млрд долларов к июлю 2022 года. По факту темп роста сильно замедлился в ковидные 2020-2021-е годы.
По мнению статистических исследователей, отставание человеческой цивилизации от намеченного развития аккумуляторной отрасли составляет 5 лет [источник Global Industry Analysts].
Бурный рост объясняли растущим спросом на электромобили и системы хранения энергии. Глобальные экономические потрясения заставили политиков, крупный бизнес и потребителей придерживаться консервативных решений и привычек. Литий-ионные аккумуляторы скорее всего по-прежнему будут доминировать на рынке с долей более 60%, которую они заняли сейчас в 2022-м году.
Бренды: у Apple, Samsung, Huawei возникли проблемы с аккумуляторами в России
В начале месяца увеличилось количество сообщений о возникновении дефицита оригинальных ремонтных компонентов для портативной электроники, включая аккумуляторы (по ним сроки ожидания увеличились до нескольких недель) Apple, Samsung, Huawei и других производителей [источники в «Известиях» раз и два]. Сигналы поступили от широкого пула авторизованных сервисных центров (АСЦ). В их числе такие крупные участники отрасли, как re:Store и «М.Видео». Есть сообщения о длительных сроках ожидания гаджетов с ремонта, но всё пока удаётся держать в рамках закона и приличий, если верить отраслевым экспертам.
Так, с нами связался один из АСЦ Apple — компания ООО «М-Тайм». Они сообщили подробности о внутренней ситуации по сервисному ремонту.
По словам представителя, действительно наблюдаются проблемы в логистике. Новые решения и каналы поставок привели к задержкам получения ряда запчастей. Но клиентам, обратившимся за ремонтом, оказывают услуги и предоставляют запчасти, пусть и дольше обычного. Это относится и к старым, и к актуальным моделям iPhone, Macbook и другой техники.
Безопасность: в МЧС насторожились из-за взрывов аккумуляторов в телефонах
В Волгоградской области вспыхнул огонь в квартире из-за смартфона [местные новости]. Сотрудники пожарной службы смогли спасти имущество собственника и погасить пламя. Причиной инцидента оказался взрыв аккумулятора внутри телефона. Таких случаев становится всё больше, согласно статистике МЧС России, из-за чего они уже начали бить тревогу и предупреждать об опасности оставления гаджетов на зарядке без присмотра [источник].
Пожаробезопасность аккумулятора смартфона гарантирована, если он не бракованный и эксплуатируется по правилам. Вызвать неконтролируемый тепловой разгон способен или неисправный контроллер (предупреждение выглядит как сбой индикации процента, резко выключается, быстро садится и нагревается даже без дела), или некачественный зарядник (периодическая остановка зарядки или зависание процента, сильный нагрев, запах палёным).
Электромобили: московские электробусы посрамили в соцсетях
В интернете распространили список проблем столичных электробусов. На недостатки обратил внимание инсайдер, работающий внутри обслуживающей организации [источник].
Тяговые батареи очень дорогие, хотя и китайские. Они изнашиваются за считанные годы, замерзают в морозы, плохо держат заряд. Чтобы зимой отогреть их, предприятие использует дизельный нагреватель и тем самым неэкологично сжигает топливо для экологичного электротранспорта.
Автор в статье особенно отмечает наличие следов электрохимической коррозии по всему кузову из-за утечек токов с батарей. Состояние некоторых трёхлетних машин особенно плачевное. В комментариях предполагают, что это явно гарантийные случаи.
Мы ждали ответ от Дептранса Москвы, но к сожалению, комментариев так и не получили. Также нам не удалось найти в интернете официальную позицию КамАЗа, который является поставщиком этих машин для столицы.
Также получили комментарии в Дзене на нашу публикацию. Мнения разделились — одни считают электробусы лучшей частью транспортной системы, другие жалеют троллейбусную сеть и скептично настроены относительно будущего электротранспорта на аккумуляторах.
Прогресс: литий-железо-фосфатным батареям увеличили ёмкость в Китае
Учёные исследовательского подразделения китайского предприятия Gotion Hi-Tech увеличили рабочее напряжение аккумуляторов LiFePO4 (LFP, литий-железо-фосфат) c 3,2 В до 3,68 В. Для этого они добавили марганец в поверхностный материал катода и заменили графит на кремний в составе анода. Общее количество лития в ячейке увеличили.
В результате впервые в истории LFP-ячейки избавились от самого неприятного своего недостатка — недостаточной плотности хранения заряда. Сейчас эту характеристику увеличили со 160 Вт·ч/кг до 230 Вт·ч/кг. Готовые экземпляры уже существуют и уже поставляются экспериментально на концерн Volkswagen [источник].
Для сравнения лучшие представители системы LCO высоковольтные LiHV-элементы в квадрокоптерах и авиамоделях достигают 265 Вт·ч/кг при 4,45 В на элемент. В смартфонах этот показатель колеблется от 150 до 200 Вт·ч/кг.
Импортозамещение: Россия освоила технологию производства AGM АКБ
Как сообщает администрация Псковской области, производство аккумуляторов по AGM-технологии запустят на заводе «Импульс» в Великих Луках [источник]. На первых этапах поставки планируются для промышленных заказов и водного транспорта. Об изготовлении для автомобилей пока не сообщается. Мощность предприятия озвучена на 320 000 аккумуляторов в год.
В таких вопросах важен процент локализации производства. В данном случае заявлены 95% импортозамещения. На выходе мы ожидаем достойных конкурентов для AGM-аккумуляторов из США, Китая и Европы. Вот только для тех же источников бесперебойного питания, например, лучше изготавливать на заказ LiFePO4. По ряду характеристик они значительно превосходят AGM.
Интересно: видео с заменой горящего аккумулятора разлетелось по Сети
В видеоролике невозмутимый специалист мобильной мастерской ловко избавляется от загоревшейся батареи в смартфоне на виду у клиента и продолжает выполнять ремонт, как будто ничего не произошло. «Горячая замена аккумулятора как она есть», «Ремонтник сотого уровня», «Тот случай, когда остаться в сервисе совсем нескучно», — и многие другие юмористические комментарии под новостью разбавили всю суровость происходящего.
Можно только позавидовать выдержке, с которой мастер хладнокровно извлёк из гаджета загоревшуюся батарею. Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы в гаджетах легко воспламеняются при коротком замыкании. Вызвать пожар может повреждение корпуса (протыкание, перегиб) при ремонте.
***
Спасибо за ваше внимание. Мы всей командой экспертов усердно работаем, чтобы сообщить вам последние новости об аккумуляторах, будь то изобретение технологий или обнаружение методов увеличения их срока службы. Следите за новыми материалами!