В сегодняшней статье расскажу про жемчужину Санкт-Петербурга, которая выделяет его на фоне других городов России. Конечно, речь пойдет про Эрмитаж.
Про этот музей можно говорить вечно. Как и про дворец, в котором он расположен. Но сегодня речь все-таки пойдет про коллекцию музея. А вернее, про тех художников, которых можно найти только в Эрмитаже. Только представьте, ни в одном музее России кроме Эрмитажа вы не отыщете работы этих живописцев. И что это за художники?
Леонардо да Винчи
Во всём мире сохранилось полтора десятка картин Леонардо, две из них находятся в России, обе в Эрмитаже. Обе картины написаны на один сюжет: Богородица с младенцем Христом. Картины носят названия «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Рафаэль
В Эрмитаже представлены две работы этого художника.
"Мадонна Конестабиле» Рафаэля Санти получила прозвание в честь ее последнего иностранного владельца — графа Конестабиле. Она была приобретена в 1871 году не для музея, а для личных покоев императрицы Марии Александровны. Только в 1880 году по ее завещанию шедевр попал в музей. Особую ценность этому полотну придает его позолоченная рама, украшенная фигурами чудовищ — «гротесками». Она ровесница картины и, вероятно, создана по рисунку самого Рафаэля (что делает ее самостоятельным и бесценным произведением)
«Мадонна с безбородым Иосифом» того же Рафаэля. Она попала в Эрмитаж еще при Екатерине Великой, в 1773 году.
Караваджо
«Юноша с лютней»- единственная в России картина Караваджо. Живописное произведение «Юноша с лютней» было создано около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте. Картина существует в трех версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское же полотно — копия с эрмитажного.
Гейнсборо
Единственный портрет кисти Гейнсборо в России (Дама в голубом) хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. Больше работ великого британского живописца в России нет. Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художнику удалось передать аристократичную красоту и элегантность дамы, плавность движения руки, поддерживающей шаль. Мы видим на этой картине все лучшие черты эпохи Рококо: лёгкие и нежные мазки, утонченность красоты девушки, элегантность и «воздушность» её образа.
В 2021 году Эрмитаж занял законное шестое место в списке самых популярных музеев. Коллекция Эрмитажа грандиозна. Несмотря на некоторые «белые пятна» (в Эрмитаже значительная коллекция голландцев, но нет ни одной картины Босха), коллекция музея уникальна. А свою уникальность музей переносит и на город. Миллионы людей ежегодно посещают Эрмитаж, а вместе с ним они посещают и город на Неве.
Удивительно, насколько переплетена история города и Зимнего дворца. Там жила царская семья, располагался госпиталь, его обстреливали и захватывали. И связь эта (культурная, экономическая, духовная) между дворцом, городом и его идентичностью прослеживается все ещё очень отчетливо и сегодня.
#ТопБЛОГ
#РоссияСтранаВозможностей
#БольшеЧемпутешествие