«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живём духом, то по духу и поступать должны.» (Гал. 5: 22-25).
Многие, наверное, в детстве, да и во взрослом возрасте читали сказки, легенды, приключения, где рассказывается о подвигах рыцарей, храбрых воинов, а повзрослев, читали жития великих святых, где рассказывается о их великих подвигах ради Христа и ближних. В детстве может ребёнок стремится к этому образу, мечтает быть храбрым, сильным, побеждать зло, потому что этот образ прекрасный, является примером для читающих, слушающих, смотрящих. Но позже человек может начать жить по своим греховным похотям, предаваясь лености, чревоугодию и другим страстям, стремясь не к подвигам, а скорее к получению удовольствий для своей плоти. Какой уж тут образ героя? Как один раз услышала шутку про одного человека: «хочет идти в Иерусалим, но доходит пока только до чебуречной, напротив.
Люди привыкли к комфорту в наше время. Конечно и в комфорте есть много хорошего, за всё Слава Богу. Например, комфорт должен способствовать тому, что у людей будет освобождено время более на покаяние, на молитву, на общение с Богом, на дела милосердия и другие дела во славу Божию, к тому же увеличивать благодарность Богу. Но комфортные условия могут расслаблять человека, усиливать в нём действие страстей, которые препятствуют молитве, покаянию, делам милосердия: гордость, зависть, сребролюбие, жадность, леность, чревоугодие, блуд и другие. Поэтому святые часто были аскетами. Духовной жизни присущ аскетизм, чтобы держать плоть с её желаниями, похотями в узде. Многие святые постились, жили в аскетических условиях. Вспомните, святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, который жил в пустыне, пребывал в посте и молитве. Да и вообще святые вели подвижнический образ жизни, усмиряя плоть. Апостол Павел говорит: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» (1-е Кор. 9: 25-27). Сам Господь Иисус Христос постился в течение сорока дней в пустыне, противостоя искушениям от сатаны (см. Мф. 4: 1-11).
Чтобы противостоять блудной страсти нужно усмирять плоть. Да и не только блудной страсти, чтобы противостоять, но и страху, боязливости, которые тоже распространяются в наше время, растёт число людей, страдающих различными фобиями, а также и их разнообразие увеличивается. https://www.newsru.com/ . Боязливость тоже исходит от сатаны и бесов, которые внушают человеку, что нужно бояться разных болезней, бояться смерти чрезмерно, ставя на первое место плотское мудрование, земное благополучие, жизнь в этом временном мире, от чего и раньше происходили предательства Христа, когда люди выбирали отречение от Христа, только лишь бы сохранить жизнь, забывая о страхе Божием. Тогда как Господь говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10: 28). Конечно необходима осторожность в определённой мере, но по разуму. Также боязливость исходит от маловерия, потому что люди надеются не на Бога, а на себя или кого-то ещё, а нужно надеяться на Бога, помня о том, что ничего не бывает без воли Божией: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Мф. 10: 29-31). А в Откровении написано, что боязливых тоже ждёт озеро огненное: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая.» (Откр. 21: 8).
От человека важно преодоление себя, понуждение себя к подвигу, в любом деле. Приведём пример. Человек боится заходить в холодную воду, но хочет преодолеть этот страх и зайти. Кажется страшно, перед этим возникает беспокойство. Просто не нужно обдумывать перед самим заходом в воду, как и что будет, как это трудно, нагнетать ситуацию, накручивать себя, а просто зайти в воду, долго не думая. Также и в любом деле. Важно понуждение себя, к молитве, к милостыне, к посту, к преодолению страха, к воздержанию от греха, а Господь даст силы, чтобы это сделать; «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 7).
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).