Если вы считаете, что мечты — это планы, которым не суждено сбыться, вы просто не умеете строить дерево целей. Личные задачи или бизнес-стратегии с большей вероятностью будут реализованы, если правильно подойти к их планированию. Эффективный инструмент, про которые многие не слышали или слышали, но не умеют им пользоваться — дерево целей. В этой статье расскажем подробно, что это такое, как его создать и чем оно поможет в жизни и в бизнесе.
Что такое дерево целей?
Дерево целей — метод планирования, созданный в 1957 году американским учёным Расселом Акоффом. Он заключается в разделении одной цели на более мелкие задачи. Полученная структура внешне напоминает перевернутое дерево и включает в себя несколько уровней подзадач. В конечном итоге получается список простых шагов, реализуя которые можно достигнуть результата.
Методика эффективна, потому что:
- помогает увидеть цель «в разрезе»: становится понятно, что нужно сделать;
- позволяет сконцентрироваться на главном: если появляется задача, которая в данный момент не помогает в достижении результата, а отвлекает от цели, то от нее проще отказаться;
- снимает психологические барьеры: проще начать делать маленькие, простые шаги в гору, чем сразу же начать взбираться на Эверест.
Как построить дерево целей?
Дерево целей — графическая методика. Потому возьмите лист бумаги, карандаши, фломастеры или то, чем вам нравится рисовать, запаситесь вдохновением и начинайте. Процесс планирования может оказаться — кто бы мог подумать — очень творческим и увлекательным.
- Сверху листа расположите главную цель. Это основная или генеральная цель. Чтобы выполнить её, необходимо реализовать подцели.
- От генеральной цели начертите вниз несколько линий и под каждой из них напишите по одной задаче, которую нужно решить, чтобы реализовать задуманное.
- От каждой задачи нарисуйте вниз еще несколько линий и напишите шаги, которые нужно выполнить, для решения каждой из них.
- Продолжайте спускаться вниз, описывая новые подзадачи, пока не получите список легких и понятных дел, которые знаете, как выполнить.
- Начните действовать. Дерево целей останется лишь рисунком, если не приступить к реализации задуманного.
Разберем на примере, как будет выглядеть дерево целей, если вы решили открыть новую типографию вместе с партнером. Генеральной целью будет «Открыть типографию». Задачи, которые нужно решить и которые мы расположим на плане под генеральной целью:
- создать партнерство;
- решить административные вопросы;
- разработать продуктовую линейку;
- определить цену на товары и услуги;
- организовать производство;
- разработать маркетинговую стратегию;
- наладить каналы сбыта;
- собрать необходимые ресурсы.
Затем разбираемся с каждой задачей отдельно. Для того, чтобы создать партнерство, необходимо:
- договориться, кто и чем занимается;
- договориться, как партнеры будут работать вместе.
Спускаемся ниже и определяем шаги для каждой из этих задач. Например, в бизнесе предполагается несколько направлений: дизайн, производство, маркетинг, сбыт и административные вопросы. Определить, кто из партнеров за какое направление отвечает и будет следующим шагом.
Так нужно сделать с каждой из задач первого порядка. Количество ветвей у дерева целей может быть любым. Главное, чтобы в результате вы получили понятный список шагов, выполнить которые не составит для вас труда.
Можно оформить структуру прямо в виде дерева, тогда ствол будет той задачей, которую нужно решить, крупные ветки, отходящие от него — цели первого уровня, ветки помельче — второго, ещё мельче — третьего и т.д.
Разработка дерева целей — процесс творческий. Но чтобы он в конечном итоге план действий не был оторван от реальности, нужно соблюдать несколько принципов:
- Конкретность. Цели и задачи должны быть прописаны четко. Вспомните правила постановки целей по SMART и пишите не «Стать известным писателем», а «Опубликовать свою книгу тиражом 1 миллион экземпляров, переведенную на 20 языков».
- Реалистичность. Будьте благоразумными и объективно оценивайте свои возможности. Конечно, легко можно поставить своей целью «Построить космический корабль» но если у вас нет ни инвесторов, ни образования, ни связей в этой отрасли, сделать это будет очень проблематично.
- Достижимость. Не задирайте планку слишком высоко, иначе, столкнувшись с препятствиями, вы захотите отступить и бросить задуманное. И наоборот, если задачи будут решаться и вы будете видеть результат, то это вселит в вас уверенность в собственных силах.
- Ограниченность во времени. Определите дедлайны: сколько времени вы отводите на каждый пункт плана. Но не забывайте о достижимости и реалистичности: если в списке ваших шагов вдруг появилась задача «Полететь на Марс в четверг», значит что-то в нем пошло не так. Особенно, если сегодня уже пятница.
- Логичность. Все шаги должны быть согласованы и не должны противоречить друг другу.
- Наличие ресурсов. Для выполнения задач могут понадобиться не только вера в свои силы и запас времени, но и деньги, связи, материалы и т.д. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, которые помогут достичь желаемого.
Дерево целей в бизнесе
Инструмент «Дерево целей» можно успешно применять в бизнесе для достижения миссии компании. Миссию часто недооценивают, считая её чем-то эфемерным и не особенно важным. Но правильно сформулированная миссия может не только сплотить команду, но и стать общей достижимой целью.
Строительная компания «Дома и печи» поставила своей миссию в ближайшие пять лет стать лидером в своей отрасли по стране и обеспечить людей качественными и доступными печами, которые будут нести тепло в каждый дом. Применив к данной миссии свойства декомпозиции, руководство построило дерево целей для неё. Сюда вошли:
- разработка собственной конструкции печи;
- усиление маркетинга;
- сокращение издержек.
Для каждой подцели менеджеры составили список задач. Но соотнеся его со структурой компании, поняли, что на данном этапе им не хватает инженера-конструктора и маркетолога. HR-специалисту была поставлена задача по подбору персонала, а новым сотрудникам установлен KPI для эффективной оценки результатов их работы. Таким образом, с помощью дерева целей удалось наладить процессы внутри организации и выстроить бизнес-стратегию.
Дерево целей помогает компаниям выстроить стратегию ведения бизнеса, определить ответственных сотрудников, назначить сроки исполнения и выявить ресурсы, необходимые для получения результата.
Что нужно запомнить из этой статьи
Дерево целей — метод планирования, основанный на разделении одной цели на более мелкие задачи. Полученная структура внешне напоминает перевернутое дерево и включает в себя несколько уровней подзадач. В конечном итоге получается список простых шагов, реализуя которые можно достигнуть результата.
Методика эффективна, потому что:
- помогает увидеть цель «в разрезе»;
- позволяет сконцентрироваться на главном;
- снимает психологические барьеры.
Дерево целей — графическая методика. Поэтому возьмите лист бумаги или откройте графический редактор на компьютере и сверху листа расположите главную цель. От генеральной цели начертите вниз несколько линий и под каждой из них напишите по одной задаче, которую нужно решить, чтобы реализовать задуманное. От каждой задачи нарисуйте вниз еще несколько линий и напишите шаги, которые нужно выполнить, для решения каждой из них. Продолжайте спускаться вниз, описывая новые подзадачи, пока не получите список легких и понятных дел, которые знаете, как выполнить.
Дерево целей можно успешно применить для достижения личных целей или для улучшения работы бизнеса. Инструмент помогает компаниям выстроить стратегию ведения бизнеса, определить ответственных сотрудников, назначить сроки исполнения и выявить ресурсы, необходимые для получения результата.