Я люблю НРК и ОЧЕНЬ люблю "Служебный...". Каково же было мое удивление, когда я обнаружила у этих двух, казалось, совершенно различных культурных плоскостей некоторые общие черты! И велика была моя радость, что я могу написать об этом статью!
Место действия
И НРК, и СР — оба они помещены в скожую среду, в схожий микроклимат — работа. Но только если в полноценном кинофильме времен СССР это, как тогда водилось, девяносто девятое НИИ (завод, фабрика, чертежное бюро, нужное подчеркнуть), то в многосерийной мелодраме уже российского производства нам предлагается ультрасовременный офис — частное предприятие, претендующее на звание модного дома. Честно говоря, особенной разницы не вижу: создатели обоих шедевров демонстрируют всего лишь те декорации, что на момент съемок были в почете. А границы четко очерченного мирка — все это уже когда-то было.
Катя и Калугина
О чем тут можно говорить, спросите, вероятно, вы? Характеры разные, темпераменты разные. И запас эмоционального ресурса — тоже. Катя прошла сложный путь к вершине своей карьеры, которая топила ее пожизненное неудовольствие внешними данными. Эволюцию девушки мы наблюдаем, собственно, все 200 серий. Калугина же уже изначально задана как "господин начальник" и никуда со своего поста не девается. Только вот в чем-то они таки смогли соприкоснуться, обитая в параллельных вселенных — это и предательство единственного мужчины, и насмешки со стороны сослуживцев, и официальное признание их как "некрасивых женщин", и твердое убеждение, что такие, как они, обречены на одиночество. Лишь философия и понимание жизни у них разное: Катя даже после набитых шишек впустила в сердце самоотверженную любовь к Андрею и готова была служить ему вовеки веков, сохранив мягкость сильного, однако, характера. Калугина же излучает только силу, властность и жесткость — все остальные чувства, в том числе и привязанность к Новосельцеву, она умело прячет. Или думает, что умело.
Андрей и Новосельцев
Жданов — молодец-удалец по жизни. Родившись у богатых родителей, он ведет себя так, как подобает выходцу из золотой молодежи: вечеринки, девушки, пикировки с Малиновским и т.д. Он совершенно не готов быть президентом компании и, конечно, это имеет определенные последствия. Но со второй части сериала мы видим, что Андрей меняется: появляется ответственность, серьезность, драматизм и глубина образа. И затрачивание душевных сил на общее дело, а ведь раньше он и подумать не мог что-то кому-то отдать или поделиться. И сделала его таким именно Катя. Любовь к ней, выросшая из злой шутки Малиновского, сотворила нового Жданова: пусть и не такого легкого на подъем "разлюляя", как раньше, а более тяжелого и рефлексирующего, но хотя бы с надеждой на то, что у него в голове задержится, по крайней мере, одна мысль. А это уже большой плюс.
С Новосельцевым все иначе. Его жизнь не баловала изначально: жена ушла, на руках двое сыновей, ежедневно ходивших на голове, да к тому же крошечное жалованье и прозябание в мелком чине. В отличие от Жданова, Анатолий Ефремович находится в подчинении у Калугиной, а не наоборот. Классический портрет жизни маленького человека, который в глубине души совсем не такой. Оба персонажа проходят развитие характеров, этот процесс помогает им постичь новые чувства, доселе неизведанные. И, конечно, никакого регресса, т.е. движение только в правильном направлении, к верным горизонтам, к благополучию. Это их и объединяет.
Хитроумный план Малиновского и Самохвалова
А вот эти два товарища как будто бы "от одного отца". Этих жизнь одаривает не переставая ни на минуту, ничему не учит и не наказывает. Конечно, Самохвалов — более мягкий образ, даны только полупрозрачные намеки на его погуливания от супруги ("Толя, как фамилия девушки?"), но я полагаю, живи он в году 2005-м, а не в 1977-м, скованный партией, Юрий Григорьевич бы развернулся не на шутку. У Романа уже таких проблем не имелось, да и не был он женат, поэтому, как говорится, "душа просится в полет". Оба веселые, хитроумные, падкие на разные авантюры, пускай в них и замешаны чувства других людей, оба думающие, что выйдут сухими из воды. И так, в сущности, и получается.
Из дурнушки — в лебедя
Я вообще люблю фильмы с преображением героинь. Особенно, когда в этом им помогает любовь и знающие наставники. И у Калугиной, и у Пушкаревой есть свои гуру по моде: Верочка и Юлиана. Именно они кидают первые зерна на, казалось, неблагодатную почву, чтобы бутон наконец созрел и распустился. Только преображение Мымры мне понравилось больше, ее финальный образ вне времени. А с Катей... ну... намудрили чуток. В Египте очень хорошенькой была, при приходе в Зималетто из нее потребовалось сделать бизнес-леди и этим, на мой взгляд, все испортили.
Но самое главное: обе героини почувствовали себя самыми красивыми, самыми прекрасными. И любимыми. И имей СР столько же серий, сколько НРК, думается мне, развился бы он подобно ему.
И не могу сказать, что я бы разочаровалась.
С уважением,
Т.Д.
P.S. И да, не я одна фантазирую на тему данного сходства. На ютубе набрела на видео, где две ленты в превосходной комбинации.
Вот: