Найти тему
Remont1969

Быстрые британские танки. Часть 16. Support Tropical Tank. 1921. Вслед за танками по Индокитаю

Короткая история специального танка-тендера, созданного для службы и Индокитае - Support Tropical Tank

С самого первого применения танков в бою 15 сентября 1916-го года, когда использование танков Mark I позволило достичь тактического успеха, вопрос снабжения танков на поле боя не снимался с повестки дня. "Неожиданно" оказалось, что тяжёлые танки более менее уверенно едут вперёд, преодолевая траншеи, воронки и колючую проволоку, но при этом с огромной скоростью "съедают" бензин, масла, патроны и человеческий ресурс. Уже через пару часов боя танки надо было "перезаряжать". Тем более, что в ходе боя вернуться назад для дозаправки танки не могли по техническим причинам. Итогом работы над решением этой проблемы стали танки-тендеры, в которые сначала переделывали серийный машины, а затем в рамках производства Mark IV, танки поддержки стали делать сразу в серии с линейными танками.

Mark IV Supply tank
Mark IV Supply tank

Для скоростных танков Medium Mark A Whippet казалось бы проблема снабжения не стояла так остро, эти танки, как шутили сами танкисты, стали первыми, которые могли самостоятельно вернуться на базу после боя. Но так было только до тех пор пока начальник штаба Танкового Корпуса полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller), в своем "Плане 1919" (Plan 1919) не предположил, что именно высокоскоростной танк-эсминец - High Speed Destroyer Tank, получивший официально название Medium Mark D с запасом хода 200 миль на скорости до 20 миль в час и с возможностью преодоления водных препятствий в качестве амфибии должен будет закончить войну, возможно в Берлине. Правда война закончилась раньше, чем самый первый Medium Mark D достиг операционной готовности, но тема осталась, и когда стал вопрос о танках для использования в колониях, по инициативе Филипа Джонсона был построен специальный танка-тендер - Support Tropical Tank.

Support Tropical Tank/Легкий танк-тендер для тропиков

Страна: Британия

Производитель: Royal Arsenal, Woolwich (Ordnance Factory at Woolwich)/Vickers (Erith)?

Год выпуска: 1921

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 5500 кг

Экипаж: 2 чел

Бронирование: 6-8 мм

Вооружение: не устанавливалось

Двигатель: Tylor JB4, 45 л.с.

Скорость по шоссе: 24 км/час

В 1919-м году полковник Филип Джонсон, создатель быстроходного танка Medium Mark D, был отправлен начальник штаба Танкового корпуса Джоном Фуллером вместе с двумя (или с одним) специально подготовленными танками в Индию для изучения возможностей применения танков в условиях жаркого климата, гористой местности, отсутствия дорог и инфраструктуры. По итогам поездки Джонсона расписал насколько эффективны будут его танки в условиях Индокитая, особенно если использовать их в рамках специальных танковых подразделений, в которых все машины будут на гусеничном ходу. В отчете Джонсон развил идею о создании комплекса боевых машин из восьми различных гусеничных машин на едином танковом шасси. Из всего предложенного проекта было изготовлено всего два - Легкий Тропический Танк - Light Tropical Tank и танк-тендер - Support Tropical Tank. Возглавлял список легкий танк для Тропиков - Light Tropical Tank. Тогда ещё не было понятно, что если хочешь сделать хороший комплекс на одном шасси, то скорее всего ничего отдельно хорошего не получится. Для всех боевых машин кроме непосредственно линейного танка - танков-тендеров, БТР, КШМ - требовалось расположение водителя спереди. В итоге "универсальное шасси" Джонсона стало напоминать Chaser Уильяма Триттона, который в 1917-м году стал прототипом танка Medium Mark A Whippet. Только в отличие от танка Триттона Джонсон ииспользовал только один 45-ти сильный двигатель Tylor, такой же как стоял на Уиппите. Двигатель сдвинули влево, а справа освободилось место для водителя. За моторным отсеком на танке-тендере, там где у линейного танка было боевое отделение с двумя пулемётным башнями разместили кузов.

Support Tropical Tank вид спереди. Можно отметить, что по размерам танк получился отнюдь не маленький
Support Tropical Tank вид спереди. Можно отметить, что по размерам танк получился отнюдь не маленький

За кузовом конструктор расположил трансмиссию с четырехступенчатой коробкой передач и муфтами Rackham для управления танком. Схема управления и трансмиссия были опробованы на первом послевоенном танке - Light Infantry Tank (Легкий Пехотный Танк). В новых моделях Джонсон отказался от использования троса в подвесе гусеничной ленты, в новых танках плоские траки скреплялись друг с другом шаровым шарниром, что как и у "змеиной" гусеницы оставляло возможность взаимного поворота одной гусеницы относительно другой не только в продольном, но и в поперечном направлении. Единственное, что осталось неизменным в танках Джонсона ещё с его экспериментов с танком Mark V, это упругий элемент в подвеске - металлический трос, который зажимался в пружинном амортизаторе и используя систему блоков прижимал каретки сдвоенных опорных катков к гусенице. Кроме сложности в обслуживании и ненадежности на поле боя такая система амортизации доказала свою эффективность и достаточно долго скоростные параметры танков Джонсона были недосягаемы для конкурентов.

Тросовая подвеска по типу танка Light Infantry Tank
Тросовая подвеска по типу танка Light Infantry Tank

С производством единственного прототипа есть неопределенность. В общем считается, что и линейный танк, и танк-тендер производились на Royal Arsenal, Woolwich (Ordnance Factory at Woolwich), откуда в ноябре 1921-го года (по мнению ведущего исследователя история бронетехники в Британии Дэвида Флэтчера) были отправлены на исследовательскую станцию в Фарнборо (Tank Testing Section), где и проходил испытания вплоть до октября 1922. По другой версии - чертежи были переданы компании Vickers, несмотря на то, что инициатор проекта Джон Фуллер, как заказчик и представитель военных, был категорически против привлечения этой фирмы. Виккерс собирало боевые машины на своем заводе в Эрите (Erith). 12 октября 1921 года была закончена сборка "ванны" с гусеничными движителями. Возможно в заводских отчётах Виккерс речь идёт о собственном Легком пехотном танке, который фирма заканчивала примерно в это же время, и который стал первым послевоенным танком Британии. Второй линейный танк не был доделан как танк и возможно именно он был достроен в варианте тендера, если конечно вся история про Виккерс верна. После испытаний танк и танк-тендер были пущены на "иголки".

Support Tropical Tank вид сзади, видна крышка трансмиссионного отделения.
Support Tropical Tank вид сзади, видна крышка трансмиссионного отделения.

В любом случае вся эпопея отличного инженера-механика и неудачливого конструктора танков, который благодаря судьбе и Джону Фуллеру с 1919 по 1922 год стал ведущим и при этом единственным танковым конструктором Британии, Филипа Джонсона пришла на островах к логическому концу - его КБ было распущено. Легкий и Тропический танки стали последними танками, построенными на базе решений Первой мировой войны в Британии.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия и страничку Zvignev Smolskiy ВКонтакте. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена. Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо (https://t.me/technomonuments или ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О других средних британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:

Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype "Whippet".

Быстрые британские танки. Часть 2. Triton Chaser. Prototype "Whippet" c казематом

Быстрые британские танки. Часть 3. Medium Mark A “Whippet”. 1917. Серийная "борзая"

Быстрые британские танки. Часть 4. Medium Mark A “Whippet”. В режиме "турбо"

Быстрые британские танки. Часть 5. Medium Mark A “Whippet”. 1917. На юге России с пушкой

Быстрые британские танки. Часть 6. Medium Mark B. 1918. "Ромб" в среднем классе

Быстрые британские танки. Часть 7. Medium Mark С "Hornet". 1918. "Ромб" здорового человека

Быстрые британские танки. Часть 8. Medium Mark C smoke generating tank. 1925. "Война в Крыму, всё в дыму

Быстрые британские танки. Часть 9. Medium Mark D Mock Up. Макет сверхбыстроходного танка нового поколения

Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк

Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия

Быстрые британские танки. Часть 12. Medium Mark D**. 1920. Водные испытания скоростного танка

Быстрые британские танки. Часть 13. Medium Mark DM. 1921. Модернизация скоростного танка военными

Путь танка. Часть 11. Vickers Infantry Tank. 1921. Даунскэйлинг "ромба" от фирмы Виккерс

Быстрые британские танки. Часть 14. Light Infantry Tank. 1921. Возвращение к истокам среднего танка

Быстрые британские танки. Часть 15. Light Tropical Tank. 1921. Для джунглей Индокитая

Источники:

David Fletcher. Osprey - New Vanguard 207 - Medium Mark A Whippet.

Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.

Михаил Коломиец. Танки Гражданской войны

David Fletcher The British Tanks, 1915–1919. Crowood Press. ISBN 1-86126-400-3

John Glanfield. The Devil's Chariots: The Birth and Secret Battles of the First Tanks

David Fletcher British Battle Tanks: World War I to 1939 (General Military) Hardcover – Illustrated, August 23, 2016

David Lister Forgotten Tanks and Guns of the 1920s, 1930s and 1940s

https://tanks-encyclopedia.com/ww2-uk-johnsons-light-tropical-tank/