5 августа 1952 года в Павлово были собраны первые пять автобусов, которые ознаменовали рождение новой марки, ныне известной всей стране. Само предприятие в городе на Оке появилось в 1932 году благодаря заводу ГАЗ – здесь, в Павлово, выпускали шоферской инструмент, а в годы войны работали на нужды военного производства.
В 1946-м в Горьком поставили на производство грузовик ГАЗ-51, еще через три года на его базе сконструировали капотный автобус с деревянным каркасом кузова. Машина нужная, но на заводе под нее уже не хватало мощностей. И производство решили передать в Павлово, где руководство завода автоинструмента мечтало о расширении. И вот 70 лет назад родились первые машины и новая марка – Павловский автобусный завод.
Удивительно, какой плодородной оказалась павловская почва. Довольно скоро горьковскую конструкцию модернизировали, а уже в 1958 году коллектив конструкторов под руководством Юрия Сорочкина представил совершенно новую машину редкой тогда вагонной компоновки (и несущим кузовом) – ПАЗ-652.
Будущий главный дизайнер ВАЗа Марк Демидовцев работал тогда в Павлово, и именно ему принадлежит авторство очень красивой опытной машины ПАЗ-655. Как и следующей, ПАЗ-Люкс 1969 года. Главный конструктор Сергей Жбанников поддерживал эти начинания, более того – пробил идею отправиться на конкурс автобусов в Ниццу! «Пазики» два года брали там призовые места…
Но дома эти машины не удалось пристроить на производство, нужны были простые, доступные, крепкие автобусы. Хотя в самом известном ПАЗ-3205 вы без труда найдете черты, например, конкурсной модели 1965 года.
Конвейерное производство, масса модификаций, уникальный полноприводный серийный автобус, разработка машин среднего и большого городского классов – много интересного было в биографии сегодняшнего юбиляра. Входя в группу ГАЗ, Павловский автобусный и сегодня является поставщиком самых востребованных машин. Поставщиком №1 – от современных «Векторов» до классических «пазиков».
Поздравим завод с прекрасной датой. И отметим, что в отличие от всех других автомобильных марок, на «пазике» хоть раз ездил каждый россиянин. С юбилеем, Павловский автобусный!