Каждому автомобилю рано или поздно приходится попадать на дорожные покрытия плохого качества — сельские дороги, бетонка, плохо залатанный асфальт, колейная дорога, грунтовка и так далее. Особенно летом автомобилю предстоит много испытаний, если хозяин запланировал частые выезд за город, на дачу, в деревню, а может, решился на целое автомобильное путешествие. Кстати, как подготовиться к автопоездке, мы писали здесь. А в этой статье дадим несколько советов, как лучше проезжать ямы и колеи на неровных дорогах с минимальным уроном для шин и автомобиля. В конце найдете рекомендации, как проезжать ямы и колеи.
Ямы
Здорово, если у вас на автомобиле стоят шины для бездорожья. Они лучше подходят для дорог с плохим покрытием, но ставятся обычно на внедорожники. А вот тем, у кого на автомобиле установлены обычные городские шины, ямы и другие неровности на дорожном полотне проезжать сложнее.
Такие препятствия могут плохо повлиять на шины, подвеску и колеса в целом. Есть несколько способов, как проезжать сложные отрезки пути, не навредив автомобилю.
Предупрежден, значит вооружен
Первое и основное, что нужно сделать — препятствие заметить. Поэтому так важно держать под контролем всю видимую часть дороги — и вблизи автомобиля, и настолько далеко, насколько позволяет зрение. Главное, если встретилась яма, по возможности не делать резких движений рулем, чтобы не создавать опасных ситуаций на дороге.
Для этого и нужно все время стараться заранее приметить неровность, чтобы было время для спокойного маневра. Важно по этой же причине держать дистанцию с автомобилем спереди, чтобы наблюдать за его поведением и вовремя принять меры в отношении препятствий.
Заметили яму — решаете, как будете ее проезжать. Естественно, времени на решение у вас мало и выходов три: объехать, пропустить мимо колес, проехать прямо по ней.
Если решаете объехать
Объезжать яму можно, когда нет помех с той стороны, с которой собираетесь ее объехать(с правой или левой), то есть этот вопрос всегда держите под контролем с помощью зеркал — боковых и заднего вида.
Когда проезжающий автомобиль не позволяет объехать препятствие, то ничего страшного, если придется проехать по яме: зато избежите риска столкновения, что, согласитесь, гораздо важнее. Как это сделать максимально аккуратно, расскажем далее.
Объезжая препятствия, будьте внимательны: автомобили, которые едут по встречной полосе тоже могут совершать подобные маневры.
Можно пропустить между колесами
Если вы не новичок и хорошо чувствуете габариты авто, то здесь никаких проблем не возникает: просто пропускаете небольшие ямки аккурат между колес. Если водите мало и габариты еще чувствуете не вполне, можно ориентироваться так: если сидеть на сиденье водителя леворульной машины, то середина автомобиля, проходит примерно там, где находится ваша правая рука. Вот там и нужно «пропускать» яму. Для праворульного автомобиля, соответственно, середина проходит там, где у водителя находится левая рука.
Если ехать прямо по яме
Бывают ситуации, когда ям настолько много, помехи в виде автомобилей со всех сторон мешают их объехать, или ямы настолько большие, что их не миновать и не пропустить между колесами. Что ж — придется форсировать препятствие напрямую.
Самый главный совет тут — оттормаживаться перед ямой, а не в ней. Если на тормозе заехать в яму, вес авто смещается на переднюю ось авто, и подвеска и шины получают большую нагрузку.
В результате такие манипуляции плохо сказываются на колесах и автомобиле. В итоге: притормаживаем перед ямой, а саму яму проезжаем с отпущенным тормозом.
Совет для более опытных водителей: когда приходится ехать по яме, лучше чуть доворачивать руль в сторону ямы, чтобы разгрузить колесо, которому придется встретить это препятствие. Например, видите яму правее от себя. Во время проезда по ней доверните руль немного вправо, тогда нагрузка уйдет на левую часть и зад машины, и правому колесу, которое попадает в яму, достанется меньше. Такой прием сглаживает толчок при наезде на яму и помогает сберечь подвеску и шины. И наоборот — рывки руля в стремлении отвернуть от ямы ближайшее к ней колесо могут навредить колесам и состоянию автомобиля в целом.
Колеи
Другой неприятный момент, встречающийся на дорогах — колеи. Расскажем, как действовать на колейных дорогах летом.
Будьте на высоте
По дороге, например, проселочной с умеренно глубокими колеями, важно ехать так, чтобы левые колеса попадали четко в левую колею, а правые — в правую. Положение автомобиля контролируйте по зеркалам. Когда колея более-менее ровная, без сильных перепадов, ничего страшного не случится, если вы с нее немного съедете.
На колейной дороге с большими перепадами высот, например, которые ранее «проложил» по грязи какой-нибудь внедорожник или трактор, нужно стараться проехать по высокой стороне и не попасть на дно колеи.
Съезжая с более высокой колеи на более низкую, есть риск зацепить бампер, повредить поддон или даже «сесть на брюхо», если колея глубокая, а машина у вас с низкой подвеской. В общем, нужно ехать так, чтобы автомобиль был максимально на высоте. Особенно важно придерживаться этого принципа на влажной дороге, когда на верхней колее поверхность уже подсохла, а в нижней части еще размокшая грязь и есть риск конкретно там застрять.
Будьте осторожны при проезде проселочных дорог, которые проходят вблизи оврагов и канав. Сбавьте скорость и тщательно оценивайте состояние дороги. Например, при движении на проселочной дороге с глубокой колеей и грязью вблизи оврага, на краю которого трава, есть риск соскальзывания машины в этот овраг.
Опасности на асфальте
Колеи на асфальтовых дорогах — вообще неприятная история. Бывалые водители советуют на таких дорогах по возможности избегать проезда по самим колеям. Особенно это касается тех машин, ширина шин у которых больше 205 мм.
Если колеи узкие, то есть риск, что автомобиль начинает по ним бросать вправо и влево. Из-за этих перемещений есть опасность, что машину выкинет из колеи, и трудно будет справиться с управлением.
Забота об автомобиле — превыше всего
Если все же вы угодили в большую яму, осмотрите шины на предмет повреждений и примите необходимые меры. Также есть большая вероятность, что баланс колес нарушился. Не затягивайте и съездите в шинный центр сделать балансировку колес. После таких происшествий не помешает проверить развал-схождение.
9 основных советов, как объезжать препятствия:
- Главное — заметить препятствие. Контролируйте дорогу и рядом с машиной и далеко впереди, насколько возможно.
- Притормаживать перед ямой, а не в ней самой.
- Тише едешь — дальше будешь: на дорогах, где много ям лучше ехать на умеренной скорости, чем резко тормозить и разгоняться каждый раз, проезжая препятствие.
- Не объезжать ямы и неровности резко, чтобы избежать аварийных ситуаций на дороге.
- Держать дистанцию с авто перед вами, чтобы наблюдать за его маневрами и успевать принимать меры в отношении препятствий.
- Важно учитывать, что другие участники движения тоже объезжают препятствия.
- Новичкам: лучше притормозить и проехать по яме, чем объезжать, если не уверен. Водителям с опытом: при проезде ям лучше слегка доворачивать руль в сторону ямы, чтобы разгрузить колесо, которому предстоит пройти препятствие.
- Если планируете ехать по заведомо неровной поверхности, следить, чтобы шины были не перекачанные, иначе они будут больше подвержены повреждениям.
- На колейной дороге с большим перепадом высот стараться оставаться на самых высоких частях колеи.
Не забудьте лайк и напишите в комментариях, приходилось ли вашему авто пострадать из-за наезда на яму?
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше — интересней!
Удачи на дорогах!