Найти тему
ГТРК "Владимир"

В Успенском соборе Княгинина монастыря хоронили жен правителей и молились чудотворной иконе

Оглавление

22 июля 1200 года был заложен Успенский собор женского Княгинина монастыря в городе Владимир, строительство которого закончено в 1202 г.

Вид монастыря в 1917 году

Монастырь для княгинь

Основание монастыря связано с именем первой жены великого князя Владимирского Всеволода III Марии Шварновны. Ушла из жизни 19 марта (1 апреля) 1206 г., перед кончиною инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа.

Погребена была в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма.

С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских, а монастырь получает имя Княгинина.

Не прошло и сорока лет со времени основания обители, как она подверглась страшному разорению. В 1238 году несметные татарские полчища под предводительством Батыя осадили город Владимир и взяли его приступом. Несмотря на отчаянное сопротивление горожан, разграбили и сожгли его. Княгинин монастырь находился по соседству с Золотыми воротами, где происходила ужасная сеча, и прежде других подвергся разграблению разъяренных кочевников.

В начале 16 в. на месте разрушившегося собора был построен новый. В нём сохранились фрески московского художника Марка Матвеева, выполненные в 1647 – 1648 гг. К собору примыкает несколько построек 17 – 19 вв.

Икона для князя

В память о чудесном явлении ему Богородицы, кн. Андрей Боголюбский повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 1 июля. Названная Боголюбской (Боголюбивой) иконой Божией Матери, она прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями.

-2

К сожалению, живопись этого памятника дошла до нас в очень плохом состоянии. Богородица представлена стоящей и молящейся Христу, а на верхнем поле иконы помещена композиция деисуса, то есть повторена та же тема моления и защиты, - очень популярный во владимирском искусстве XII века сюжет. Судя по уцелевшим остаткам живописи, икона не уступала по своей красоте и выразительности знаменитой Владимирской иконе. Она получила имя Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Перед иконой молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры…