Было начало 20-го века, шумные улицы наполненные первыми и немногочисленными автомобилями, извозчики на лошадях, снующие туда-сюда прохожие, жизнь в городе бурлила и кипела. Здесь, в Париже, недавно открыл свои двери первый магазин модного дома Шанель, уже как половину столетия процветает модный дом Луи Витон. Наряду с этими гигантами высокой моды мог бы появиться еще один - модный дом Бакста, его костюмы отличались бы красочностью, изяществом, утонченностью, разнообразием этнических орнаментов и продуманной колористикой. Но, увы, этому не дано было осуществиться.
Детство и юность художника
Лев (Леон) Самойлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) родился в 1866 году в многодетной семье евреев в белорусском городе Гродно. С детства мальчика тянуло к рисованию и уже тогда он начал изображать людей. Дед будущего художника внес большой вклад в творческое развитие своего внука. Он был известным портным, долгое время жил в Париже и имел хорошие связи в светском обществе. Его петербургская квартира была обставлена со вкусом и сообразно духу того времени. Она была наполнена антиквариатом и дорогими произведениями искусства. Лев много времени проводил у своего деда, рассматривая старинные картины и любуясь винтажными вещицами. Кстати, по одной из версий, фамилию Бакст художник взял именно от деда по материнской линии, немного сократив от первоначальной - Бакстер.
Уже обучаясь в Шестой Санкт-Петербургской гимназии педагоги начали замечать талант Леона, но так и не закончив обучение в ней, он подался в Академию художеств и стал вольнослушателем. В это же время он вступает в общество акварелистов и занимается у художника Александра Бенуа. В академии он снова не доучивается, и виной всему скандал: его работа "оплакивание Христа" вызвала настоящий фурор - она была из ряда вон выходящей и большинство педагогов не поняли новаторский подход Бакста к работе.
С 1888 года Леона увлекла книжная иллюстрация и, после развода родителей, ему приходится обеспечивать семью, зарабатывая на этом. В следующем году он берет себе псевдоним Бакст.
Первая популярность
Поняв, что картины начали приносить серьезный заработок, в 1893 году Бакст перебирается в Париж, где неустанно занимается живописью. Вернувшись в Россию он вступает в объединение "Мир искусств", который возглавлял Бенуа, и становится руководителем художественного отдела их одноименного журнала. В это же время великий князь Владимир Александрович приглашает его давать уроки живописи детям.
В 1903 году художник скрепляет себя узами брака с Любовью Третьяковой. Ради этого ему пришлось принять лютеранство. Но спустя несколько лет супруги разошлись и Бакст возвращается в иудаизм, что в скором времени сыграет с ним злую шутку.
В начале 20-го века Бакст создает пронизанные мистикой картины "Древний ужас" и "Элизиум", пишет пейзажи и портреты известных современников - Сергея Дягилева, Айседоры Дункан, Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и других. В этот же период его работы появляются в популярных журналах того времени: "Адская почта", "Жупел", "Сатирикон", он принимает участие в Осеннем салоне в Париже, а в 1906 году становится его постоянным участником.
Кстати, Марк Шагал, известный художник, был учеником Бакста в 1908-1910 годах.
Жизнь в Париже
Возвращение в иудаизм в 1909 г. не могло не сказаться на его прежней жизни. Его высылают из Петербурга как еврея, без права на жительство. Художник приезжает в Грецию и, вдохновленный южной средиземноморской природой, делает зарисовки пейзажей, которые в будущем послужат декорациями к спектаклям.
С 1910 года Бакст живет в Париже и погружается в работу над оформлением театральных постановок. Он плотно сотрудничает с Сергеем Дягилевым, оформляя его знаменитые Русские сезоны в Париже, его декорации украшали такие балетные постановки, как "Шехерезада", "Клеопатра", "Нарцисс", "Карнавал". По его эскизам шились костюмы для знаменитых артистов труппы Дягилева и Императорского театра - балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной, танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского.
До этого Бакст уже создавал декорации и эскизы к театральным костюмам в Петербурге, тогда он занимался оформлением балетной постановки братьев Легатов "Фея кукол". Сейчас он также создает свои неповторимые декорации, атмосферные, сказочные, многогранные, которые приносят ему мировую известность. В мировом театральном искусстве он становится новатором и революционером, он объединяет саму постановку и декорации, теперь это одно целое, зритель в зале становится невольным участником событий происходящим на сцене, погружаясь в атмосферу спектакля.
Баксту удается неподражаемо играть с цветом, он непревзойденный колорист.
"В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в "Шахерезаде". На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…" — Леон Бакст.
Бакст просто взорвал Париж, магазины наводнились созданными по его театральным костюмам тюрбанами, шароварами, париками, платьями, его фирменными тканями с орнаментами. После Русских сезонов на прилавках дорогих французских бутиков можно было найти ткани "Одалиска" и "Шахерезада". Это было его время, он был невероятно популярен и узнаваем в светских кругах Парижа.
"Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». - писал о нем художник и поэт Максимилиан Волошин.
Последние годы
В 1916 году художника посещает весьма смелая идея - основать дом моды. Так он мог бы объединить все свои умения и опыт - работу с тканями, с цветом, одеждой, с созданием орнаментов. А так же начать работать с интерьером, мебелью, ювелирными украшениям, посудой и даже автомобилями. И наверняка у него получилось бы, но, к сожалению, жизненные обстоятельства не дали ему этого осуществить. Избыток работы, болезни, борьба за жизнь в России, Первая мировая война... Художник был измотан морально и физически.
Последним масштабным спектаклем оформленным Бакстом, стала "Спящая красавица", поставленная Сергеем Дягилевым.
Полюбуйтесь эскизами декораций:
В 1924 году началась работа над постановкой "Истар" Иды Рубинштейн, но Леон Самойлович не успел закончить ее, преждевременно уйдя из жизни. В этом же году художник успел удостоиться ордена Почетного Легиона - высшей награды Франции.
Смелое видение и привнесение новаторства сделали из Бакста настоящую звезду того времени. Его безукоризненный вкус и тонкое восприятие окружающего мира прославили его и сделали его ключевой фигурой в театральной среде. И если бы в его распоряжении было еще больше времени, вероятно, мы бы знали его еще и как знаменитого модельера и основателя своего модного дома.
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:
Мир Кристины глазами Эндрю Уайета
Слепая любовь к скульптуре. История Лины По
Живая бумага Келвина Николса. Арткреатив
Цифровая скульптура Кена Келлехера. Арткреатив
#искусство #леон бакст #театр #декорации #живопись