Усадьба Ивановское сейчас не слишком известна любопытствующим о прошлым нашей страны, о ее дворянских усадьбах, об интересных людях и захватывающих событиях в истории России. Также как широко знакома многим усадьба Дубровицы, так и не очень, эта усадьба, построенная рядом с селом Ивановское, что и поныне находится на высоком правом берегу реки Пахры в черте современной жилой застройки города Подольска. Однако она интересна тем, что любое строение, будь то особняк, дворец, подмосковная усадьба, несет в себе не только замыслы и мечты их хозяев, но бесценные крупицы исторических сведений и событий, что многих очень интересует и вдохновляет. Такова и усадьба Ивановское, которую не впервые мы посетили вместе с приехавшей в Москву Натальей Порхун.
Добраться сюда можно на редком городском транспорте, но, конечно, лучше на автомобиле, хотя бы потому, что вас, с того самого первого мгновения заворожит появление издали, в прямой видимости, Ивановского дворца с его белоснежными колоннами, как белого лебедя, взмахнувшиго крылами… С этого момента этот романтичный образ не будет отпускать и осмотр этой подмосковной достопримечательности превратится в загадочное приключение, если Вы, конечно, позволите себе этот исходный естественный порыв, а точнее, своему сознанию)/
Первое упоминание о селе Ивановском есть в писцовых книгах 1627 года. Своё название имение получило по имени одного из первых его владельцев Ивана Головина, окольничего (придворный чин или должность, второй после боярина думный чин) при дворе первых Романовых.
Ивановское становится известной именно как усадьба в конце XVIII века при графе Федоре Андреевиче Толстом (1758-1849), тайном советнике, сенаторе, двоюродном деде Л.Н. Толстого. Граф Ф.А. Толстой состоял в Обществе любителей Российской словесности и был страстным собирателем старопечатных книг, русских и славянских рукописей. Он собрал уникальную в своем роде библиотеку.
Женившись на С.А. Дурасовой, внучке золотопромышленника, получив большое приданое за женой, Ф.А. Толстой начинает сооружение усадебного архитектурного комплекса в стиле русского классицизма в имении Ивановское. При нем строится двухэтажный усадебный дом c двумя, вынесенными вперед, одноэтажными флигелями. На одной линии с усадебным домом возводится померанцевая оранжерея с залом для театральных представлений. Усадебный дом и оранжерея соединяются одноэтажным переходом. Месторасположение театрального зала обозначено полукруглым выступом на фасаде здания оранжереи, обращенном к парку. Мы его еще увидим. Кстати, померанец – это вечнозеленое дерево высотой 2-10 метров, по некоторым сведениям - гибрид помело и мандарина. Померанцевый цветок, или флёрдоранж — традиционная часть свадебного букета и подвенечного убора невесты, символ девичьей невинности…
Ландшафтный парк примыкал вплотную к постройкам и тянулся вдоль берега реки Пахры. На территории парка был также построен домик управляющего имением. В стороне от усадебного дома располагались парковый павильон, конный двор и другие хозяйственные постройки.
1 - Главное здание усадьбы
2 - Западный флигель
3 - Восточный флигель
4 - Померанцевая оранжерея
5 - Хозяйственный двор
6 - Парковый павильон
Наследной владелицей Ивановского являлась дочь графа Ф.А. Толстого - графиня Аграфена Федоровна Толстая (1799-1878). В 1818 году она была выдана замуж за генерала Арсения Андреевича Закревского (1786-1865). Профессиональный военный, А.А. Закревский прошел путь от рядового офицера до генерала, служил под командованием генерала Н.М. Каменского, в канцелярии при военном министре Барклае-де-Толли. А.А. Закревский участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении, в заграничном походе. Он был видным государственным и военным деятелем. В графское достоинство возведен в 1830 году. Занимал посты генерал-губернатора Финляндии (1823), Министра внутренних дел (1828-1831), военного генерал-губернатора Москвы (1848-1859). А.А. Закревский был человеком незаурядным, отличался большим трудолюбием, исполнительностью и честностью. Его близкими друзьями были поэт-партизан Д.В. Давыдов, генерал А.П. Ермолов.
Находясь в отставке с 1831 по 1848 годы, он занимался переустройством своего имения. Усадебный дом становится трехэтажным, к нему пристраиваются двухэтажные боковые крылья, флигели получают второй этаж и соединяются переходами с главным домом.
Треугольный фронтон основного здания усадьбы был украшен гербом владельцев.
Сейчас его конечно нет, но место явно осталось.
Арсений Закревский принимает решение об устройстве домовой церкви в восточном крыле здания и скоро получает на это разрешение.
В связи с этим помещение театра переносится в западный переход между главным домом и флигелем. С этой целью переход расширяется и достраивается. Перестраивается и померанцевая оранжерея.
У въезда в обширный закрытый парадный двор сооружаются пропилеи в стиле ампир с памятным знаком (в честь покойного патрона Закревского - графа Н. М. Каменского) и каменная ограда с металлической решеткой.
Усадебный комплекс получает единое гармоничное звучание.
Строительные работы в усадьбе продолжались 50 лет и к середине XIX века сложился тот вид архитектурного художественного комплекса усадьбы «Ивановское», который характеризует его в настоящее время. Центром ансамбля усадьбы служит трехэтажный дом. Основным элементом декоративного оформления фасада дома является шестиколонный портик коринфского ордера с высоким треугольным фронтоном, лоджиями и аркадами главного входа.
Парадность фасада подчеркивают корпуса-крылья, нарядные боковые флигели, в обработке которых использованы мотивы «палладийской» архитектуры. Величественная планировка, строгость русского классицизма отличают архитектурный стиль усадьбы.
Хорошо сохранилась и внутренняя архитектура здания. С парадного двора посетитель попадает в вестибюль, оформленный тосканскими колоннами. Парадная лестница поворачивает направо... Но сколько бы мы не приезжали в Иваново, как и в этот раз, попасть внутрь невозможно. Музей закрыт.
Ещё ближе к речному откосу высилось двухэтажное здание домашнего театра с выпуклой полуротондой двусветного зала, где выступали крепостные актёры. Ивановское славилось своими балами и театральными представлениями. Театр в Ивановском считался одним из лучших усадебных театров Подмосковья. Благодаря заботам хозяйки театр был оформлен с большим вкусом. Любительница драматического искусства А.Ф. Закревская приглашала в театр артистов и режиссеров Малого театра. Ставились классические и современные пьесы: «Гамлет» В. Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Казак-стихотворец» князя Шаховского, водевиль «Лев Гурыч Синичкин» и другие. Участвовали в пьесах и актеры-любители, гости усадьбы «Ивановское».
Как пишет писатель того времени Болеслав Маркевич: «Вся Москва съезжалась сюда». Хозяйкой дома и душой общества была графиня А.Ф. Закревская. Пленительный образ одной из красивейших и обаятельнейших женщин своего времени волновал воображение многих поэтов.
А.С. Пушкин посвящает А.Ф.Закревской ряд стихотворных посланий: «Портрет», «Наперсник», «Когда твои младые лета», «Счастлив, кто избран своенравно…». В романе «Евгений Онегин» в VIII главе, в строфе, посвященной А.Ф.Закревской, А.С.Пушкин называет ее «Клеопатрой Невы», блестящей, мраморной, ослепительной красавицей.
Образ А.Ф. Закревской послужил тому, что в 1828 году А.С. Пушкин вновь возвращается к сюжету о Клеопатре (неоконченные повести «Гости съезжались на дачу», «Мы проводили вечер на даче»).
Всегда и в пурпуре, и в злате,
В красе негаснущих страстей,
Ты не вздыхаешь об утрате
Какой-то младости твоей.
И юных граций ты прелестней!
И твой закат пышней, чем день!
Ты сладострастней, ты телесней
Живых, блистательная тень!
Частым гостем в Ивановском был и поэт Е.А. Баратынский. Облик и характер А.Ф. Закревской описан Е.А. Баратынским в поэме «Бал» в лице княжны Нины. Ей он посвящает и несколько стихотворений.
Получив отставку в 1859 году, граф А.А. Закревский вместе с женой уезжает в Италию. После Закревских имение «Ивановское» переходит к графине Софье Келлер (дочери декабриста В.А. Бобринского). Здание бывшего крепостного театра было переоборудовано ей под Померанцевую оранжерею. Но сохранить имение С.В. Келлер не смогла и в уплату долгов вынуждена была передать в 1870-годы его по купчему товариществу «Алексея Бахрушина сыновей». Бахрушины - русские промышленники, выходцы из купцов г. Зарайска.
Новые хозяева владели имением сообща, пока в 1903 году глава семейства Александр Алексеевич Бахрушин не выкупил у родственников доли и не передал Ивановское в единоличное владение своему сыну Владимиру (1853—1910), отцу советского академика С.В Бахрушина.
Усадьба Ивановское - волнующая страница истории русской усадьбы, изображение №30.
Усадьба стала летней резиденцией Бахрушиных. На зиму главный дом запирался и функционировал только один из флигелей, куда молодежь приезжала во время святок и масленицы.
«В Ивановском летом обычно живал художник Виктор Борисов-Мусатов. (художник Серебряного века, один из крупнейших представителей символизма в изобразительном искусстве России). Его картины «Реквием», «Эскиз для фресок» были написаны с натуры парка Ивановского…» - писал Ю.А. Бахрушин Н.С. Ябелову, краеведу г. Подольска.
По завещанию А.А. Бахрушина, в 1916 году, его сыновья передают имение «Ивановское» безвозмездно Московскому городскому самоуправлению с целью устройства лечебно-воспитательного заведения для детей-сирот. На эти цели Бахрушины выделили капитал в 200 тысяч рублей. Это была последняя благотворительная акция Бахрушиных перед революционными событиями 1917 года…
С марта по октябрь 1917 года в усадьбе размещался Совет рабочих и солдатских депутатов. С 1919 года здания усадьбы использовались как общежитие для жилья рабочих заводов, прибывших в Подольск из Петрограда и Риги.
В годы Великой Отечественной войны усадебный дом был превращен в коммуналку. В таком качестве усадьба просуществовала до начала 80-х годов.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года комплекс бывшего имения Ивановское был определен как памятник архитектуры конца XVIII - начала XIX веков и с этого времени находится под государственной охраной. Восстановительные и реставрационные работы были начаты лишь в конце 70-х годов…
В 1980-е гг. заброшенное здание было отремонтировано силами ПТУ при Подольском машиностроительном заводе. С 1987 г. здесь действует Музей профтехобразования. Щит у ограды сообщал, что «реставрация ведется по инициативе ГПТУ-27 при участии Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе. Руководит работами Герой Социалистического Труда А. А. Долгий». Сохранились следы былых интерьеров, полы из наборного паркета.
В 2010 году фасады желтых оттенков основного здания усадьбы и флигелей со стороны парадного двора были перекрашены в белый цвет, что сразу стало создавать трудности в различении декоративных архитектурных деталей здания.
А теперь, давайте продолжим знакомство с усадьбой Ивановское.
Округлое здание справа - домашняя церковь усадьбы Ивановское
Это Западный флигель. В этом двухэтажном здании находится краеведческий музей города Подольска, а также занимает отдельно стоящий садовый павильон («Чайный домик»). Здесь представлены экспонаты, рассказывающие об истории и природе города Подольска и Подольского края.
Усадьба Ивановская находится не в самом своем блестящем состоянии. Особенно удручают Померанцевая оранжерея и бывший усадебный парк, от которого практически ничего не осталось. Однако само существование подобных сооружений, в отличии от множества усадебных руин в Подмосковье, вселяет надежду на будущее. Надежду на восстановление памяти о нашей Родине, о наших недавних предках, об истории, что сокрыта в таких как эти белоснежных стенах…
И эти стены говорят, говорят о радости, счастье и любви, о заботах, исканиях и боли, о надежде, о вере…, вере в светлое будущее своей семьи и своей многострадальной Родины…
Источники:
Сайт Федерального музея профессионального образования Сайт филиала Университета машиностроения в городе Подольске Википедия
Усадьба Ивановское или еще одна волнующая страница истории русской усадьбы (livejournal.com)