Когда Валере исполнилось три года, мальчик тяжело заболел и спасти его не удалось. Это было тяжёлым потрясением для Марии и её мужа.
- Мне тогда просто жить не хотелось, - вспоминала Мария Семёновна. – Пятьдесят лет прошло, а до сих пор слёзы подступают, когда говорю или думаю об этом…
Каждый переживает горе по-своему. Мария старалась как можно больше времени проводить на работе, задерживалась там иногда до позднего вечера. Домой идти не хотелось, там всё напоминало о сыне… А её муж Виктор нашёл утешение в отношениях с другой женщиной. Мария долго ни о чём не догадывалась. А потом «добрые люди» сообщили, что у Виктора давно уже есть вторая семья, и там растёт ребёнок.
Разговор с мужем был недолгим. Он признался, что после смерти сына был очень подавлен и не знал, как жить дальше и однажды разговорился с коллегой по работе Галиной, поделился с ней своими мыслями и чувствами… Виктор давно догадывался, что нравится ей. И когда после работы женщина предложила ему пойти к ней, он не отказался.
Так начались их отношения, и вскоре Галя сообщила, что ждёт ребёнка. Эта новость обрадовала Виктора, он решил, что когда у него родится ребёнок, он перестанет постоянно думать о Валере…
- Почему же ты не уходил от меня, если у тебя есть другая женщина и ребёнок? – спросила Мария, чувствуя, как ещё не зажившая рана снова начинает невыносимо болеть и кровоточить..
- Мне было жалко тебя, - пряча глаза, ответил муж, - я же видел, как тяжело ты переживаешь смерть нашего сына. Я боялся, что новость о моей измене убьёт тебя…
- Уходи, - только и смогла вымолвить Мария.
- Прости меня, - сказал Виктор и начал собирать свои вещи. Казалось, он был только рад, что правда открылась и ему не нужно больше жить двойной жизнью.
Вскоре они развелись и больше не пересекались. От общих знакомых Мария узнала, что Виктор женился на Галине, у них ещё родились дети… Но её уже не интересовала жизнь бывшего мужа… Со временем она смогла простить и даже понять его поступок.
Вскоре после развода с Виктором в жизнь Марии пришла ещё одна беда. Заболела и слегла тётя Женя, и Мария забрала её к себе, чтобы ухаживать за ней.
- Машенька, - сказала тётя за несколько дней до своего ухода, - я так хочу, чтобы ты была счастлива. От всего сердца желаю тебе этого. Ты ещё молода. Дай Бог тебе встретить хорошего мужчину, и чтобы детки были…
- Детей я больше не хочу, - ответила ей тогда Мария. – Слишком больно их терять. Я не переживу ещё одной такой потери. И замуж снова я не хочу. Нет. Буду жить дальше одна и хранить память о Валерочке, моём единственном сыночке…
Похоронив любимую тётю, заменившую ей рано ушедших из жизни родителей, Мария почувствовала себя совершенно одинокой… Снова спасала работа, женщина любила свою профессию… И коллеги, зная её непростую жизненную ситуацию, старались поддерживать, вовлекая в различные мероприятия.
Когда Марии исполнилось тридцать, она познакомилась с Николаем. Он пришёл работать к ним в отдел, приехал по распределению после окончания института.
Николай был на пять лет младше Марии, но его не смущала эта разница в возрасте, молодая женщина очень ему понравилась, и он начал активно за ней ухаживать. Мария поначалу сторонилась его, женщине не хотелось никаких отношений, а тем более с мужчиной младше её.
Разница в пять лет казалась ей огромной. Да и не только в ней было дело. Она чувствовала себя уже немолодой, побитой жизнью женщиной, вдоволь нахлебавшейся из отравленного колодца… А Николай… Он казался совсем ещё юным, беспечным и весёлым. Зачем она ему?
- Он так настойчиво ухаживал за мной, так меня добивался, - вспоминала Мария Семёновна. – Говорил, что я самая красивая женщина на свете, полевые цветы носил охапками. Я отказывалась принимать его букеты. Тогда он стал класть цветы мне перед дверью. Я в частном доме жила. Выходила утром на работу, а на крыльце лежит букет и записка: «Я люблю тебя, Машенька». Гнала я его от себя, и из сердца гнала, потому как оно, сердце, уже успело прикипеть к этому милому и весёлому пареньку. Но мне казалось, что я только жизнь Коле испорчу. Не для меня он, так мне думалось.
Так и говорила Мария Николаю:
- Оглянись вокруг. Столько девушек молоденьких и красивых рядом. Зачем я тебе? Разведёнка, похоронившая сына и почти утратившая интерес к жизни…
- А мне нужна только ты, - отвечал Николай, смотря в глаза Марии таким взглядом, от которого у неё сердце начинало биться быстрее и душа болеть, желая его любви и в тоже время боясь её. – Я ни на кого не смотрю и не посмотрю никогда. Я однолюб, наверное. И моё сердце выбрало тебя. А интерес к жизни я тебе верну. Позволь только быть рядом…
И она позволила. Сдалась, не выдержала… Потому что тоже полюбила Николая всем сердцем и уже не представляла своей жизни без него… «Будь, что будет, - сказала себе Мария, - может хоть несколько счастливых месяцев с ним проведу…»
Но они прожили счастливо, душа в душу, не несколько месяцев, а тридцать лет. Николай оказался прекрасным, заботливым мужем.
- Мы с ним с полуслова друг друга понимали и ни разу не поругались за все годы! – со светлой улыбкой вспоминала Мария Семёновна. – В это трудно поверить, но так и было. Не было у нас повода поругаться. Да, бывало, спорили иногда, в чём-то друг с другом не соглашались. Но всегда находили какие-то компромиссы, до ругани никогда у нас дело не доходило. Уважали мы друг друга и любили. Хорошо жили…
У Марии и Николая родился сын, которого назвали Иваном. Николай души не чаял в мальчике, очень его любил. А Мария боялась, что с Ваней тоже что-то случится, как и с её первенцем Валерой. Тряслась над мальчишкой, оберегала от всего.
- Избаловали мы Ваньку, что там говорить, - вздыхала Мария Семёновна. – Перелюбили, если можно так сказать…
В восемнадцать лет Ваня надумал жениться. Родители отговаривали. Мол, рано ещё. Институт нужно окончить, профессию получить. Но парень настаивал на своём. Люблю Таньку, жить без неё не могу. Женюсь и точка.
В итоге сделали молодым свадьбу. После женитьбы Иван переехал жить к жене в квартиру её родителей. И Иван, и Татьяна продолжали учиться в институте, содержали их родители.
Через полгода Татьяна забеременела. У Марии и Николая родился внук Олег.
- И что там у молодых произошло, я не знаю, - сказала Мария Семёновна. – но, когда Олежке годик исполнился, Иван и Таня решили развестись. И вскоре Таня с родителями и Олегом уехали в другой город. Там Татьяна быстро вышла замуж во второй раз и попросила Ивана отказаться от сына, чтобы её новый муж смог усыновить мальчика. А Ванька взял и отказался. Ещё и радовался, что алименты платить не придётся. Таня сказала, что ей ничего не нужно ни от Ивана, ни от нас с Колей, знать она нас не хочет. У неё теперь новая жизнь. Олежка её нового мужа папой зовёт и другого отца ему не нужно. Больше мы внука никогда не видели… Таня вычеркнула нас всех из жизни мальчика.
Иван так и не окончил институт. Связался с плохой компанией, учёбу бросил. Потом его забрали в армию… Это был 1995 год.
Мария Семёновна приостановила свой рассказ, и Варя увидела, что в глазах пожилой женщины стоят слёзы.
- Мария Семёновна, - сказала девушка, слегка дотронувшись её руки, - если вам тяжело об этом говорить, то и не нужно…
- Да нет, Варенька, всё нормально, позволь я дорасскажу, - ответила пожилая женщина. – Эти воспоминания, какими бы тяжёлыми они не были, моя жизнь… Мне хочется хоть с кем-то поделиться… Или тебе, может, совсем не интересно слушать меня, старуху?
- Что вы, Мария Семёновна, вы очень интересно рассказываете! – поспешила заверить её Варя. Девушке и на самом деле было интересно слушать рассказ своей квартирной хозяйки, которая была хорошей рассказчицей.
- В общем, проводили мы с Колей нашего Ванечку в армию и больше живым его не видели… Вот такая судьба у меня, Варенька. Двоих сыночков потеряла. Один совсем маленьким от болезни ушёл, второго война забрала… - Мария Семёновна вытерла слёзы и продолжила свой рассказ.
После гибели единственного сына у Николая начались проблемы с сердцем. Хотя обследование показало, что сердце уже давно было нездоровым, но сильный стресс усугубил болезнь. У мужчины случился инфаркт, после которого он сумел восстановиться. Мария Семёновна очень поддерживала мужа, оберегала, заботилась. Но он ушёл из жизни в пятьдесят шесть лет от повторного инфаркта…
- Гибель Ванечки подкосила его сильно. Он очень любил сына, - вздохнула Мария Семёновна. – А я снова осталась одна. И вот уже много лет я одна… Живу воспоминаниями о своих ушедших близких и жду, когда я смогу встретиться с ними… Ведь встречусь когда-нибудь. Думаю, что скоро уже…
Варвара смотрела на Марию Семёновну, и её сердце разрывалось от жалости к этой доброй женщине, на долю которой выпало столько страданий. Как же можно столько пережить и остаться добрым и светлым человеком… Как вообще можно вынести всю эту ношу тяжелейших жизненных испытаний и не сойти с ума…
- Ох, Варенька, загрузила я тебя совсем, прости меня, старую… - вздохнула Мария Семёновна, вновь смахнув слезу…
- Как же вы всё это пережили?
- Трудно пережила. Были моменты, что и из жизни уйти хотелось. Но в какой-то момент я поняла, что должна жить дальше… У каждого своя судьба, свой крест, своя дорога… И жить нужно честно, без злобы, без зависти, не роптать на судьбу… И уметь быть благодарной. Я прожила счастливые годы с Николаем, и благодарна судьбе за это. Да много хорошего было у меня, чего жаловаться-то… Поздно уже, Варенька, засиделись мы с тобой. А тебе ведь на работу завтра.
- Давайте я со стола уберу и посуду помою, - предложила Варя.
- Нет-нет, я сама, мне торопиться некуда, да и что тут мыть-то? Две чашки, две тарелки… Иди отдыхать, я справлюсь. Это счастье для меня: ещё за кем-то кружку помыть, столько лет одна…