Ещё в июне американский стратег и политолог республиканец Эдвард Люттвак утверждал, что победить Россию в сложившихся условиях просто невозможно. Но не спешите подозревать опытного ястреба (а ему целых 79 лет!) в симпатиях к нашей стране. Дело в том, что Люттвак, как и ещё один непререкаемый авторитет американской политики Генри Киссинджер, уверен: пристальнее всего «коллективный Запад» должен следить именно за китайской угрозой, а с Россией можно и нужно договариваться.
Идеи Люттвака интересны нам ещё и тем, что в ноябре Республиканская партия США с большой вероятностью займет большинство в Конгрессе и начнёт вставлять палки в колёса администрации Байдена. Скоро нас ждут интересные перемены, а пока давайте проанализируем, какое будущее Эдвард Люттвак предрекал экономическому гиганту Востока в своей уже ставшей классической работе «Возвышение Китая наперекор логике стратегии».
С начала 2000-х гг. Китай демонстрирует поразительный трёхсторонний рост: экономический, военный и политический. Какой бы ни была внешняя политика Поднебесной, считает Люттвак, возвышение КНР дестабилизирует ситуацию на международной арене. При этом мирной внешнюю политику Китая можно назвать лишь с большой натяжкой. Да, грубой военной силой Поднебесная предпочитает пользоваться в исключительных случаях. Тысячелетняя история развития Китая – это история страны, доминирующей над соседями прежде всего экономически и интеллектуально, и эта традиция продолжается в XXI в. Однако искренняя вера в уникальные китайские стратегические способности может выйти боком, порождая так называемый великодержавный аутизм.
Великодержавный аутизм – неспособность властных элит адекватно понимать происходящее на международной арене ввиду замкнутости на решении внутриполитических проблем – явление, в общем-то, широко распространённое во все времена. Тем не менее в современном мире из-за усилившегося потока информации оно приобретает по-настоящему разрушительные масштабы. Великодержавный аутизм мешает политикам осознавать противоречивую логику большой стратегии, согласно которой изменяется международный баланс сил.
А логика стратегии диктует следующее: действия крупных держав неизбежно приводят к ответной реакции сопротивления со стороны более мелких игроков. С ролью США, уверен Люттвак, международное сообщество худо-бедно смирилось, компромиссы сформированы, тем более и растёт Америка куда медленнее Китая. А это вкупе с демократическим строем делает США более предсказуемыми для союзников. В Поднебесной же политику формирует партийная верхушка, способная мобилизовать огромные ресурсы: экономические, военные и просто человеческие – на решение внешнеполитических задач. В результате сопротивление Китаю будет значительно выше, чем США. Неслучайно заглавная тема книги звучала так: «Большая стратегия снова в силе. Новая игра: как спасти Китай от стремления причинить самому себе вред».
Логика стратегии парадоксальна, и зачастую самое важное – это вовремя остановиться. Так, уже после окончания Холодной войны Люттвак предостерегал США как единственную оставшуюся сверхдержаву: «…есть такая вещь, как кульминационная точка успеха в возрастании роли США на мировой арене. Если перейти за эту точку, если превысить пределы того, что другие способны принять достаточно спокойно, это закончится не дальнейшим ростом могущества или влияния, а их спадом». И красная черта была пройдена. Одним из последствий излишних амбиций Америки стало возвышение Китая и разворот России на Восток.
Книга «Возвышение Китая наперекор логике стратегии» увидела свет в 2012 г. И, кажется, политики не прислушались к мнению Эдварда Люттвака. Ведущие страны мира так и не избавились от великодержавного аутизма, заставляющего их действовать наперекор логике стратегии. Результат мы видим – мир меняется на наших глазах. Но сможет ли Китай справиться с собственным великодержавным аутизмом? Вероятно, именно от этого и будет зависеть будущее человечества.
Глеб Беляков, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"