Найти в Дзене
Кошка с книжкой

Последний год жизни Александра Пушкина

Оглавление

Последний год в жизни Александра Пушкина, каким он был? Почему, после долго перерыва Александр Сергеевич вновь стал драться на дуэли? Что не хватало поэту, ведь у него была любимая жена, свой журнал, о которым он так долго грезил, детки.

Я расскажу вам эту историю так, как увидела и прочувствовала ее я. Возможно, великое множество пушкиноведов и пушкиноводов со мной не согласятся, но кто я такая, чтобы отнимать у них хлеб. Итак, за мной читатель, перенесемся в 1836 год.

Деньги? Деньги! Деньги...

"Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости", – писал Пушкин в 1834 году.
"Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости", – писал Пушкин в 1834 году.

1836 год застал Александра Сергеевича в Санкт-Петербурге, на съемной квартире в 11 комнат, в окружении любящей семьи. А почему, собственно говоря, квартира была съемная? Пушкин был дворянин, а нам с детства внушали, что дворяне были богатой и сытой прослойкой общества. Что ж, дорогой читатель, и среди великой и богатой знати были так называемые "богатые бедные". Когда расходы семьи значительно превышали ее доходы.

Пушкины жили не по средствам. По средствам им было бы жить в деревне, в простом домике, топить самим печку и держать одну кухарку. Вот тогда денег было бы даже с избытком. Но крепкое хозяйство не было интересно Александру Сергеевичу, который уже давно мечтал вернуться в Петербург. Да и Наталье Николаевне тоже не грезилось. Кому бы она стала там свои наряды показывать, быкам, чтобы потом в припрыжку от них по грязи бежать? Нет уж, оба они мечтали о блеске Санкт-Петербурга и с радостью заехали в сдаваемое жилье на Мойке. Долгов у семьи накопилось к этому времени больше 40 тысяч, это при том, что Александр Сергеевич уже забрал свое жалование на нелюбимой работе за год вперед.

Дом-музей Пушкина на Мойке 12.
Дом-музей Пушкина на Мойке 12.

Семья, а точнее людей, которые зависели от поэта материально, стало в последний год его жизни гораздо больше. Кроме жены и четырех детей, младшенькой из которых не было и года, с Пушкиными проживали две сестры его жены. Девушки были на выданье, это значит, что кроме ткани для вышивки, да красок для альбомов, их нужно было обеспечить выездом и нарядами.

Родители поэта, его родные брат и сестра так же находились на его содержании. В марте скончалась мать поэта. И хоть отношения между ними были сложные, легче от этого не стало. Добавьте к этому, что родовое именье Пушкина было заложено перезаложено, а обещанного приданого за жену Александр Сергеевич так и не получил. Можно было бы зарабатывать острым пером, но писать что вздумается и где захочется поэт не имел права. До самой смерти все свои публикации Пушкин был обязан согласовывать с графом Бенкендорфом, цензором, приставленным к Пушкину его императорским величеством. Даже столь лелеемый Пушкиным собственный журнал "Современник" вместо ожидаемых доходов приносил одни расходы. Стоит ли говорить, что журнал так же подвергался цензуре.

Титульный лист журнала "Современник" за 1836 год. Фото niklibrary.ru
Титульный лист журнала "Современник" за 1836 год. Фото niklibrary.ru

В последние годы жизни поэта острая нужда в деньгах значительно остудила его былой революционный дух. Хорошо быть смелым и острым, когда ты сам себе господин. Быть смелым и острым, когда ты должен врагам своим, да еще столько ртов от тебя зависят, уже не так просто.

Вопросы земные, материальные, особенно остро тревожили поэта. Как тут писать, когда кругом должен, кредиторы наседают, свои только и знают, что дай, дай, дай. Он был издерган. Переживаний добавляла иработа камер-юнкера, которую он ненавидел всей душой. Среди молодых камер-юнкеров он смотрелся смешно и нелепо. За несколько лет до описываемых событий он решил от нее отказаться, и даже написал через Бенкендорфа государю прошение. Но осознав, что прошение принято, и никто не задерживает его более, сдал назад. Гордость и голод - в этой битве победитель давно известен.

Александр Сергеевич ненавидел мундир камер-юнкера. До такой степени, что долгое время отказывался покупать его себе. Но во дворец без мундира явиться было нельзя, и поэт прибыл в свой первый "рабочий день" в мундире с чужого плеча
Александр Сергеевич ненавидел мундир камер-юнкера. До такой степени, что долгое время отказывался покупать его себе. Но во дворец без мундира явиться было нельзя, и поэт прибыл в свой первый "рабочий день" в мундире с чужого плеча

В такой ситуации помощь могла бы прийти сметливая и деловитая жена, скажем, как у Достоевского. Прижаться там, организовать выпуск книг тут, отделить лишние рты и дать таланту творить. Но Наталья Николаевна была совсем другой. Сейчас бы сказали "девочка-девочка. Я девочка, у меня лапки". Она сама нуждалась в заботе. Была слишком мягкой и доброй, чтобы отказать хотя бы своим сестрам. И слишком нежной, чтобы вникать в дела мужа. Наталью Николаевну часто упрекают, что была дескать кокеткой, наряды меня чаще, чем могла себе позволить, жила на широкую ногу там, где надо было экономить. Отчасти эти упреки имеют место быть. Но, так было заведено в семье Пушкиных. Александр Сергеевич выбирал жену сердцем, был рыцарем при ней во всем и до конца. В отсутствии денег винил лишь себя. А жена, прекрасная птичка, которая из всех выбрала лишь его, к презренным деньгам отношения не имела. Хочется ей новое платье, пусть три будет, лишь бы она была счастлива.

-5

И вот что мне удивительно. Наталья Николаевна выросла в семье, которую деньги буквально разрушили. Дед ее промотал огромное состояние, не умел считать деньги, умер, оставив семью в страшных долгах. От того впал в депрессию отец Гончаровой. Мать, вечно в ожидании неземных благ, но получившая лишь пьющего мужа, да сумасбродного свекра. Вся эта история могла бы научить Наталью бережно относиться к деньгам, жить по средствам. Но нет.

Ревность

Кажется в нашей стране нет человека, который не знал бы, что Пушкина убил Дантес, которого он вызвал на дуэль из ревности. Жена поэта флиртовала с Дантесом, тот в свою очередь был давно в нее влюблен, и дуэль имела под собой вполне реальные основания.

Кабинет А.С. Пушкина, пожалуй, самая богато обставленная комната в доме.
Кабинет А.С. Пушкина, пожалуй, самая богато обставленная комната в доме.

Тут мне хотелось бы прояснить. Наталья Николаевна с первых дней брака, а возможно и знакомства, дразнила мужа своим кокетством. Не мучала жуткой ревностью, но лишь дразнила. Посмотрите на эти строки, написанные поэтом:

Вследствие сего деру тебя за ухо и целую нежно, как будто ни в чем не бывало.
А.С. Пушкин, из письма жене

Он понимал, что все кокетство ее напускное, что замысли она изменить ему, не стала бы в письмах описывать и рассказывать, чье сердце она покорила, да кто ей в любви объяснялся. Наталья Николаевна была очень молода, из всех претендентов на ее руку выбрала она Александра Сергеевича, и хоть была бесприданница, но красотой отличалась необычайной.

-7

С Дантесом же госпожа Пушкина свела знакомство задолго до описываемых событий. Он был молод, хорош собой, часто бывал в свете. Думаю им было приятно общаться накоротке между собой. Он, как и Наталья Николаевна, любил очаровать дам и приударить за ними, но без далеко идущих планов. Это были два прекрасных игрока на светских балах и приемах, но сближаться с Дантесом, изменять мужу, ставить под угрозу свою жизнь и семью, поверьте и в мыслях такого не было у Натальи Пушкиной. А Дантес в эту игру заигрался. Ах, если бы Дантес, после объяснений с Натальей Николаевной, подобно Евгению Онегину исчез из ее жизни, может быть и не было бы такой мрачной развязки.

Даже после того, как Пушкин запретил Дантесу и его приемному отцу приближаться к своей жене, попыток получить желаемое он не оставил. Что же послужило той самой последней каплей? Записка, написанная отчимом Дантеса и "внезапно" оказавшаяся в руках у Александра Сергеевича. В ней Пушкин высмеивается как царь рогоносцев. Снести такую обиду поэт не мог. Да и как такое вынести? Не только его честь задета, но и брошено пятно на светлое имя жены. Тут стоит еще раз подчеркнуть, жене своей Пушкин доверял безоговорочно, любил и почитал. Будь у него хоть малейшие сомнения, но их не было и быть не могло.

В тот самый роковой день Александр Сергеевич отправился поставить все точки над И. Эта последняя дуэль отличалась от всех прочих, в которых участвовал поэт. Никогда еще ему не наносили оскорбления столь жестокого, столь явного. И никогда еще он не чувствовал, что пути к отступлению отрезаны.

Продолжение следует.

Я расскажу о вызове на дуэль, и последних днях поэта. Что стало с семьей Александра Сергеевича и его детьми. Ведь на них был огромный долг. Почему Наталья Николаевна не вышла сразу же замуж?

Как думаете, мог ли Александр Сергеевич избежать дуэли? Может ли талантливый человек быть богатым? Примеры знаете? Давайте обсудим.