Дроссельная заслонка: зачем нужна, как устроена и как чистить
Процесс горения невозможен без кислорода. На этом правиле и базируется принцип сгорания топлива в цилиндрах двигателей: в бензиновом ДВС в цилиндр поступает готовая топливовоздушная смесь, образованная во впускном коллекторе, после чего поршень сжимает её, поднимая к свече зажигания, от которой осуществляется воспламенение. И немаловажную роль в приготовлении топливовоздушной смеси играет дроссельный узел, он же дроссельная заслонка.
Любой агрегат, узел и механизм автомобиля склонен к загрязнению. Это связано со спецификой машин – они эксплуатируются в неидеальных условиях, а для работы требуются всевозможные нефтепродукты (топливо, смазочные материалы). Более того, дроссель может загрязняться и по причине наличия различных неисправностей. Например, при негерметичности впускной системы или проблемах в работе системы вентиляции картерных газов.
Где находится дроссельная заслонка?
Узел расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром.
Принцип работы дроссельной заслонки
Дроссельный узел – это устройство, работающее по принципу клапана. Он предназначен для регулирования объёма воздуха, подающегося в цилиндры мотора.
Если простыми словами, то при нажатии на педаль газа клапан принимает положение, соответствующее усилию нажатия, благодаря чему во впускной коллектор, а затем и в цилиндры подаётся необходимое количество воздуха.
Из чего состоит дроссельный узел?
Дроссельный узел включает в себя:
- Корпус с цилиндрическим отверстием для впуска воздуха. На корпусе расположены управляющие элементы.
- В цилиндрическом отверстии установлен металлический диск, который меняет своё положение при нажатии на педаль газа. Фактически, это и есть заслонка.
- Привод. Он может быть механическим, электромеханическим или полностью электронным.
- Регулятор холостого хода. Он предназначен для ограниченной подачи воздуха в ресивер мотора при закрытой дроссельной заслонке – на холостых оборотах двигателя.
- Датчик или два датчика положения дроссельной заслонки. Его функция – определять текущее положение «металлического диска», расположенного в цилиндрическом отверстии узла.
Неисправности дроссельной заслонки
Как было упомянуто выше, дроссельный узел принимает участие в приготовлении топливовоздушной смеси – то, без чего невозможно движение автомобиля. Также для корректной работы мотора во всех режимах требуется правильное соотношение бензина и воздуха. Так, нормальная топливовоздушная смесь имеет пропорцию 1:14,7 или 1:15 по массе. Если воздуха будет больше, то смесь станет бедной, а если меньше, то богатой.
Когда мотор потребляет бедную смесь, он:
- запускается с затруднениями;
- нестабильно работает на холостом ходу;
- слабо откликается на нажатие педаль газа;
- глохнет при попытке тронуться с места;
- плохо тянет даже не гружёный автомобиль.
О том, что двигатель «питается» богатой смесью можно судить, если:
- из выхлопной трубы валит чёрный или насыщенный серый дым;
- слышны хлопки из выхлопной трубы;
- от выхлопной трубы ощущается отчётливый запах не выхлопных газов, а бензина;
- снизились приёмистость и мощность мотора;
- пуск холодного двигателя происходит проще, чем пуск горячего;
- увеличился расход топлива.
Однако стоит отметить: данные «симптомы» могут сигнализировать не только о неисправности дроссельного узла – они характерны и для ряда других неисправностей, связанных с мотором, топливной системой, системой выпуска отработавших газов или ЭБУ.
Теперь о наиболее часто встречающихся поломках дроссельного узла:
- Регулятор холостого хода. При его поломке двигатель будет работать нестабильно на холостых оборотах или глохнуть.
- Датчик положения дроссельной заслонки. При выходе из строя этого датчика, он, логично, перестанет предоставлять ЭБУ корректные данные о положении клапана, из-за чего блок управления не сможет подбирать для мотора подходящий режим работы (актуально для современных машин с электронным дроссельным узлом). В случае такой поломки загорится индикатор Check Engine на приборной панели.
- Тросик или электромотор заслонки (в зависимости от типа привода). При поломке привода клапана управление им становится невозможным со всеми вытекающими последствиями.
Зачем и как чистить дроссельную заслонку?
Технически, чрезмерное загрязнение дроссельного узла нельзя назвать неисправностью, однако порой оно провоцирует те же «симптомы», что и реальные поломки. Поэтому необходимо регулярно чистить заслонку – примерно каждые 30-50 тысяч км пробега.
С демонтажом:
- Демонтировать воздуховод. Он идет от воздушного фильтра к дроссельному узлу.
- Снять дроссельный узел. Это несложно, поскольку он крепится небольшим количеством элементов, которые, как правило, на виду. Не забудьте отсоединить всевозможные трубки/шланги.
- Тщательно очистить узел снаружи и изнутри ветошью. В качестве чистящего средства можно использовать средство для карбюраторов.
- Установить узел обратной демонтажу последовательности.
Без демонтажа:
- Снять воздуховод.
- Обработать заслонку в закрытом состоянии чистящим средством и удалить грязь ветошью.
- Открыть заслонку и повторить процедуру с оставшимися поверхностями.
Где почистить дроссельную заслонку?
Автосервисы компании РОЛЬФ оказывают широкий спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. Для записи на ремонт или чистку дроссельного узла воспользуйтесь онлайн специальной формой на нашем сайте.