В этом материале мы продолжаем разбирать мифы, касающиеся раннего обучения чтению. Приведем лишь несколько из них.
1. "Ребенок запоминает букву как рисунок, а не как знак, что мешает дальнейшему чтению". Это очень популярный тезис у критиков раннего развития, но без дальнейших комментариев он не очень понятен. Рисунок яблока - это и есть некий знак, обозначение яблока, это не само яблоко, его нельзя съесть или сварить из него компот. Рисунок, обозначающий кошку, может быть сколь угодно абстрактен, - трудно придумать что-то менее похожее на кошку, чем первый собственный рисунок малыша! Но для него эти три палочки - "кися"; ребенок видит в этих каракулях кошку так ясно, как если бы это была настоящая живая кошка. Противопоставлять рисунок знаку никак нельзя - рисунок и есть знак, нарисованного, он всегда более или менее абстрактен. Запоминая букву или цифру, ее образ, ребенок лишь запоминает лишь один из множества так или иначе окружающих его знаков и символов. Никто не будет говорить, что малышу вредно разглядывать картинки или рисовать; напротив, вам скажут, что это прекрасно, это развивает творческое начало и абстрактное мышление! При этом развитие абстрактного мышления при изучении букв или цифр почему-то признается вредным... Почему? Внятного ответа на этот вопрос мы так и не нашли.
2. "Вредным является обучение не буквам, а сразу целым словам, слогам, складам. Ребенок, научившийся читать таким способом, читает впоследствии намного медленнее, старается угадать значение слова и не способен узнать его до тех пор, пока не прочитает целиком". Да, чтение не посимвольное (когда мы идем от буквы к слогу и далее к слову), а полными слогами, складами или словами, - действительно, спорный метод обучения чтению, и мы обязательно разберем его в отдельном материале. Но в данном случае критика не совсем по делу: так называемое "угадывающее" чтение встречается чаще именно у детей, переходящих от слога к слову при традиционном посимвольном обучении чтению; в особенности - тогда, когда учитель требует от ребенка быстрого чтения. Интересно, что некоторые тезисы критики напрямую противоречат сами себе: ребенок якобы не способен узнать слово до того момента, пока не увидит всё его целиком, но при этом стремится угадать с первого же символа. Как же тогда получается угадывающее чтение, если читающий не умеет разбивать слово на отдельные буквы? И опять вопросов у нас оказывается больше, чем ответов.
Продолжение читайте в следующем материале! Мы ждем ваших предложений, комментариев и оценок!