В Евросоюзе все больше понимают, что заменить российский природный газ ему просто нечем
Андрей Правов
Поведение Евросоюза в отношении поставок российского природного газа в Европу мне лично чем-то напоминает нравы дурдома. С одной стороны, Брюссель обвиняют Москву в том, что та якобы ведет против ЕС «газовую войну», ограничивает поставки и стремится создать массу трудностей для европейцев. А с другой – сами вводят ограничения на такие поставки, подчеркивая, что должны подчиняться введенным против России санкциям.
Нелепая ситуация возникла в связи с техническим обслуживанием одной из турбин трубопровода «Северный поток – 1». Канада, где это обслуживание осуществлялось, поначалу вообще отказывалась возвращать турбину «Газпрому», ссылаясь на санкции. Однако после определенного нажима со стороны Германии вопрос с возвратом вроде бы был решен положительно. Турбину обещали вернуть. Правда возникли какие-то непонятные проблемы с ее доставкой. Ранее техобслуживания также проводились, и ничего такого не наблюдалось. Но в конце концов, в середине июля, трубопровод заработал.
Правда не на полную мощность, уровень прокачки составляет 40 процентов. Москва указывает, что готова полностью выполнять взятые на себя обязательства, но требуется провести техобслуживание еще нескольких агрегатов. Опять же в Канаде. Немцы нервничают. Они явно рассчитывали заполнить имеющиеся в их распоряжении газохранилища к зиме. Если же этот их план сорвется, возникает опасность, что Германия вынуждена будет ограничивать отопление жилых и офисных помещений. А также отказаться от ряда производств, прежде всего химической промышленности, для которых требуется природный газ.
Москва предложила выход из создавшегося положения – поставлять газ по построенному недавно трубопроводу «Северный поток – 2». Как известно, он уже полностью готов к работе и даже заполнен газом. Однако Евросоюз отказывается. Объяснение – если европейцы начнут пользоваться услугами данного трубопровода, то, по логике Евросоюза, это будет означать их поражение в «газовой войне» с Москвой.
Ведь, как известно, Брюссель, под мощным нажимом из Вашингтона, отказался от поставок газа по «Северному потоку – 2». Это подавалось как одно из «серьезных наказаний» Москвы за проведение специальной военной операции на Украине.
Да и ранее, еще до начала спецоперации, Киев настаивал на отказе от трубопровода со стороны европейцев. Он явно опасался, что при его работе может возникнуть ситуация, когда окажется ненужной «газовая труба», проложенная из России в Европу через Украину еще во времена СССР. И в таком случае, дескать, Киев лишился бы платы за транзит. А она составляет немалую часть бюджета страны.
Позицию Киева поддержали страны Балтии и ряда восточноевропейских государств. Наиболее горячо это сделала Польша. Но главное – на стороне Украины выступили США. Начался поиск вариантов как европейцам отказаться от уже построенного трубопровода. Явно с подачи Вашингтона и Брюсселя, происходили проволочки с его регистрацией. Ну, а в феврале началась российская военная спецоперация на Украине, и появилась «веская» с точки зрения Запада причина для отказа. Против России были введены серьезные экономические санкции. Запрет работы трубопровода – одна из них.
Москва отреагировала спокойно, указав, что перенаправит потоки своего природного газа другим покупателям. И те сразу же нашлись. Прежде всего в Азии. Но не только. Большая часть газа, предназначавшегося для «Северного потока –2», было переориентировано на внутреннее пользование в стране. Нет, безусловно обидно, что столь мощный современный проект, что называется, «повис в воздухе». И санкции, безусловно, стране вредят. Но все это, как говорится, «не смертельно». Можно пережить и справиться с последствиями.
А вот у европейцев дела обстоят несколько хуже. Как выясняется, руководство Евросоюза явно не рассчитало все возможные отрицательные последствия от запрета «Северного потока – 2» и вообще от решения как-то ограничить поставки природного газа из России.
На деле получилось, что заменить этот газ в энергетическом хозяйстве большинства европейских стран нечем. Многие рассчитывали на сжиженный природный газ (СПГ) из США. Но все здесь оказалось не так просто. Во-первых, американцы не добывают его в таком количестве, чтобы обеспечить себя и еще всю Европу. А, во-вторых, требуются специальные мощные терминалы для приемки. А их на континенте слишком мало. Равно как явно не хватает и танкеров, способных доставлять СПГ к этим самым европейским терминалам. Которых к тому же пока еще и нет.
Между тем от атомных электростанций большое число европейских стран отказались. Большинство угольных и работающих на мазуте закрыли. Сегодня их пытаются реанимировать, явно не беря в расчет все разговоры об охране окружающей среды. Но все равно, как считают очень многие эксперты, без российского природного газа Европе зимой придется очень туго.
Из ряда европейских стран поступает информация об интересных советах, которые сегодня дают своим гражданам их правительства. Снизить температуру отопления в домах до 18 градусов. Реже принимать горячий душ и вообще отказаться от приема ванны. Отключать электричество в квартирах в дневные часы, когда никого нет дома. Холодильники, дескать, несколько часов выдержат, не потекут.
Так что же получается? Европейцы ввели санкции не против России, а против самих себя? Долго ли хватит терпения людей в связи с такими серьезными неудобствами? Сейчас середина лета, а уже в ряде европейских городов собираются толпы недовольных, требующих решить для их страны энергетические проблемы. А все это, как понимают местные политики, очень опасно и может самым отрицательным образом сказаться на их карьерах. Понятно, что избиратель не доволен.
Опасность складывающейся ситуации многие европейские политики отлично понимают. И, пока не поздно, стараются как-то найти выход из положения. Об этом, например, говорит недавний визит в Россию министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто. В Москве он встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, вице-премьером по энергетике Александром Новаком и вице-премьером промышленности и торговли Денисом Мантуровым. Одна из главных тем переговоров – закупка Будапештом у Москвы дополнительно 700 миллионов кубометров природного газа сверх объема, зафиксированного в долгосрочных контрактах,
То есть кажется «единая» позиция стран Евросоюза в отношении санкций против России все больше дает сбой. «Несмотря на все обстоятельства, мы хотим гарантировать, что никто в Венгрии не сможет оказаться в недостойной или уязвимой ситуации, что природного газа будет достаточно для каждого венгра, для каждой венгерской семьи и для каждого венгерского бизнеса», - сказал венгерский министр. По ряду оценок такие его слова показывают, что главным для властей Венгрии является все же забота о собственных граждан, а вовсе не какая-то непонятная солидарность внутри ЕС.
«Хочу, чтобы венгры могли готовить пищу, чтобы у них была горячая вода, чтобы венгерское правительство нормально работало, чтобы сохранялись рабочие места», — заявил Петер Сийярто на пресс-конференции после переговоров с Лавровым.
И такая позиция венгерского министра вполне объяснима. Венгрия потребляет около 10 миллиардов кубометров газа в год, 85 процентов газа поступает из России.
Возможно, что пример Будапешта другим в Европе наука? Ведь, как уверены многие европейцы, решение всех вопросов, связанных с поставками российского газа, очень простое. Необходимо договориться с Москвой и нажать пусковую кнопку на пульте управления «Северным потоком – 2». И все проблемы с газом для европейцев останутся в прошлом.
Тем более, часто указывают европейцы, что вводимые против Москвы санкции почти никак на Россию не действуют. Ее армия продолжает военную спецоперацию на Украине, и, если европейцы даже совсем перестанут мыться и будут мерзнуть зимой по домам, ничего здесь не изменится. Русские солдаты, вместе с донецкими ополченцами, уверенно идут на Запад, беря под свой контроль один украинский город за другим. А между тем, как пишет немецкое издание Die Welt, «доходы России от продажи нефти и газа только увеличиваются».
То есть санкции не помогают, требуются иные решения. А именно - Западу необходимо умерить гонор и попробовать договориться с русскими. Да, возможно потребуется переступить через определенные амбиции. Но и цена уступок высока - в дома европейцев снова вернутся тепло и уют. И, несомненно, избиратель это оценит…
А вы что думаете по этому поводу?