Найти тему

Герма Гессе "Сиддхартха"

Оглавление

Роман Германа Гессе «Сиддхартха» по праву является одним из лучших произведений автора. Еще с раннего детства, в кабинете своего дедушки, он начал увлекаться восточной культурой, а в более позднем возрасте даже предпринял попытку съездить в Индию, где раньше жили его родственники; но из-за обострившейся болезни Гессе так и увидел эти места.

Однако, все это не помешало великому автора постичь мудрость востока. На интернациональном конгрессе в Лугано Гессе представил роман «Сиддхартха». Впечатление публики от романа было столь сильно, что бенгалиец Калидас Наг пал в ноги великому писателю. Позднее Гессе напишет: «Он хорошо знал, что мы, европейцы, знаем и изучаем догматический буддизм. Но то, что один из нас оказался настолько близким к Будде реальному, живущему в глубине человеческой души, было, на его взгляд, совершенно замечательно...».

Роман «Сиддхартха»—это альтернативная история Будды Шакьямуни, основавшего буддизм. При рождение великий учитель получил имя Сиддхартха Гаутама, что сразу идет в разрез с сюжетом произведения, потому что в романе главный герой, Сиддхартха,—современник Будды Гаутама. Гессе делает это намерено: дабы более точно передать жизненный путь Будды Шакьямуни, он разделяет его на две личности—просветленную и еще только в процессе поиска истинности. Благодаря такому сюжету Гессе доносит до нас один из центральных замыслов произведения—учение нельзя передать.

Весь жизненный путь главного героя разделен на четкие главы, в каждой из которых он пытается постичь истину через разные учения.

Брахман

-2

Молодой Сиддхартха начинал свой путь к поиску истинны еще будучи сыном Брахмана. Он был очень способным юношей, помогал отцу в богослужениях, беседовал на равных с умными мужами. Все его окружение пророчили ему блестящее будущие. Даже его отец считал, что он будет «князем среди брахманов, но Сиддхартха избран другой путь.

Юноша смотрел на отца—великого брахмана—и понимал, что и он, человек достойный восхищения, благородный с возвышенными мыслями, не обрел мир и блаженство. К сожалению, Сиддхартха понял, что его отец такой же ищущим и жаждущим как и все. В службах, священных книгах он находил успокоение своей духовной потребности, но не истину. Юноша понял, что не надо искать священный источник и пить из него, как это делал его отец. Источник должен быть в самом человеке, внутри него самого.

Поняв это, Сиддхартха понял, что следуя по пути, которое ему пророчило окружение, он не сможет достичь нирваны. Юноша принимает решение уйти из отчего дома. Отправился искать истину с аскетами, странствуя по миру и отрекаясь от всех благ.

Аскеты

-3

Получив благословение отца, Сиддхартха отправился догонять племя аскетов, которое кочевала неподалёку.

В свое странствие он отправился не один. Говинда—его лучший друг последовал за ним. Этот человек всем сердцем любит Сиддхатртху и своей жизненной целью избрал во всем следовать за ним. Гессе называет его «тенью» главного героя.

Племя аскетов любезно принимает путников. На протяжении всего прибывания там Сиддхартха преследовал одну единственную цель: он хочет полностью опустошиться, избавиться от всех чувств и желаний, отречься от своего «я». Сиддхартха верил, что с опустошением сердца он обретет истинный покой, ведь его разум освободится от всего мирского и откроется вечному.

Многому Сиддхартха научился у аскетов. Они показали ему, как уходить от своего «я» через пост и медитацию. Он чувствовал себя птицей, зверем, камнем.

Но вскоре Сиддхартха понял, что учение аскетов позволяет лишь на время уходить от своего «я». Юноша осознал, что пост, медитация, сдерживание дыхания—лишь кратковременное бегство от бытия. Аскеты, как пьющие мужики, лишь бегут от реальности, не обритая ни какой истины.

Перед уходом из племени главный герой, в разговоре с Говиндой, выражает мысль, которая окрепнет в нем лишь в следующих главах. Он понимает, что невозможно ничему научится, что есть только знание, которое находится везде, но постичь его через учение нельзя.

Учение Будды Готама

-4

После ухода от аскетов Сиддхартха и Говинда решили направится к возвышенному Будде—Готама. Молва о нем разносилась по всей земле, за ним следовали сотни учеников. Вот и главный герой решил встретится с ним, дабы услышать истину из его уст.

Проповедь Готамы, которую он вместе с Говиндой услышал в монастыре, вызвала в его душе множество вопросов. Это учение объясняло мир как единое целое, в котором все взаимодействует между собой. Оно было доказательно и отвечало на многие вопросы странников, ищущих истинны; но Сиддхартха нашел в нем изъян. Он не понимал, как в этом едином мире может помещаться учение Будды о преодоление мирского, без которого не возможно спасение.

После проповеди, встретив возвышенного на прогулке, Сиддхартхе удалось поговорить с ним. Внимательно выслушав возражения юноши о изъянах в его учении, Готама объяснил ему, что смысл учения не в том, чтобы объяснять мир жаждущим знания, а в успокоении и избавлении от страдания.

Услышав это, Сиддхартха окончательно убедился в святости Будды, но он не остался следовать его учению. Вместо этого главный герой, оставив Говинду, который увидел истину в проповеди Готамы, отправился странствовать дальше, но уже не с целью найти нового учителя, так как он убедился, что совершеннее Готамы он учителя не встретит, а ради того, что бы отречься от всех учителей и познать истину самому.

Сиддхартха понял, что возвышенный Будда познал истину, но при этом он не нашел ее в проповеди Готамы, и понял, что истину нельзя передать. Ее можно только познать самому.

Пробуждение

Этот момент в книге является переломным. Как я уже сказал выше, теперь Сиддхартха отрекается от всех учителей. Он хочет познать самого себя, свои эмоции и их первопричины. Теперь главный герой намерен стать своим же учеником. Все его нутро трепещет перед ощущением новой жизни.

Он впервые взглянул на мир без призмы мудрого, сурового брахмана, который ищет единство и истинность. Теперь Сиддхартха увидел все разнообразие мира и понял, что истина не прячется за вещами, она внутри них. Раньше он считал, что глаза и уши даны ему с целью отвлечь его от поиска истины, и только теперь Сиддхартха понял, что на самом деле Бог дал ему все это, чтобы постичь ее. Увидеть свет в каждой бесчисленной детали нашего мира. Истина сокрыта в самом Сиддхартхе и чтобы постичь ее, ему прежде всего нужно узнать самого себя.

Часть вторая

Камала

-5

Большую часть человека составляют бесчисленные желания и влечения, которые Сиддхартха почти всю жизнь учился подавлять. Но теперь, встав на путь самопознания, он дает им свободу. Главный герой учится жить тем, что само рвется у него наружу. (Тут мы не можем не увидеть сходство с другим романом Гессе «Степной волк», главный герой которого принадлежат следующие слова: «Я ведь всего и хотел жить тем, что само рвалось из меня наружу. Почему же это было так трудно?») Но Сиддхартху ждет другая судьба: в отличии от главного героя романа «Степной волк» он начинает познание себя с ублажения потребностей, которые раньше были для него запретны.

В городе он встречает богатую куртизанку—Камалу. Сиддхартха влюбляется в девушку и желает учится у нее искусству любви. Ради нее он устраивается на работу к купцу, где вскоре добивается больших высот и начинает жить богато.

Для того, чтобы понять себя он начинает присматриваться к обычным людям . Сиддхартха пытается понять чем они живут, почему счастливы и перенять это.

Но к сожалению главному герою удается перенять от людей только плохое. Как ни старался он научится у них «ребячливой беззаботности», как ни старался жить любовной статью и деньгами, перед которыми все так благоговели; сердце его так и не нашло во всем этом счастье.

Постепенно Сиддхартха начинал становится все более азартным, пристрастился к алкоголю и деньгам. Он, как и многие люди, пытается забыться в этом, заглушить свою потерянность и ничтожность; но и это не помогает успокоить его пожилое серее.

Вскоре такая жизнь окончательно доканывает Сиддхартху и он, сбежав из дома, пытается покончить жизнь самоубийством.

В этой главе главный герой не делает никаких выводов, он окончательно потерен и лишь много после Сиддхартха поймет важность этого момента в жизни.

У реки

-6

От смерти Сиддхартху спасет чудо. Из минувших дней, из самых дальних участков своего сердца он слышит священный звук «Ом». Именно он вразумляет главного героя, дает надежду и свет его будущей жизни, которой он, Сиддхартха, хочет себя лишить.

Главный герой впадает в сон. Ему ничего не сниться и с ним ничего не происходит, но просыпается Сиддхартха уже другим, переродившимся и готовый познать истину, которую он так долго искал.

Проснувшись главный герой видит Говинду, старого друга который стал подвижником Будды. В начале он не узнает Сиддхартху из-за его богатых одежд, но узнав задает ему главный вопрос: «Сиддхартха. Кто ты теперь?». Именно на этом моменте книги, вспомнив всю свою жизнь, главный герой понимает, что он не знает кто он теперь, не знает кем будет завтра; Сиддхартха знает лишь одно—он в пути.

Годы проведённые в городе с Камалой научили его многому: он на себе испробовал все мирские блага и услады и теперь на личном примере понял, сколь они пагубны; но главное Сиддхартха смог избавиться от своего «я». Все его прошлые попытки забыться в медитации и голоде были тщетны и вот только теперь, сполна отдавшись своим влечениям, он ощутил, что окончательно избавился от своего «я» и готов стать не просто Сиддхартхой, отдельной личностью, которая пытается найти себе место в этом огромном мире; теперь, освобожденный он готов стать частью этого мира, частичкой мироздания, в котором сокрыта истина.

Но чем же было это столь неугодное для Сиддхартхи «я»? Не была ли это обычная мирская гордость, которая жила в сердце главного героя еще с самого детства? Ведь если присмотреться к его детству детально, то станет понятно, что главного героя чрезмерно хвалили за его заслуги. Он с юных лет был на равных с многими учеными мужами, а потом искал изъяны в учениях, которым следовали тысячи людей. Не делал ли главный герой все это от одной лишь гордости? Именно она мешала Сиддхартхе узреть всю красоту и разнообразие мира, узреть истину, ведь до своего перерождения все вокруг него было лишь декорацией, а он для самого себя был героем. И только отдавшись гордости с полна Сиддхартха понял это и освободился от своего «я».

После расставания с Говиндой он встречает лодочника—Васуведу, который много лет назад перевозил его через реку еще когда Сиддхартха был монахом.

В миг своего перерождения главный герой почувствовал, что река с ним говорит, тоже самое уже много лет чувствует и сам Васуведа. Он дает Сиддхартхе понять, сколь многое истины сокрыто в самой природе, и, увидев свет в речах пожилого лодочника, главный герой остается в его доме и начинает постигать новую истину.

Васуведа не становится учителем Сиддхартха с ним он лишь делит быт и изредка разговаривает. Главный герой внимает истину из уст самой природы—через реку. Именно река учит Сиддхартху слушать с открытым сердцем, не отягощая его предрассудками и предубеждениями. Но главную истину он понимает потом.

Однажды вечером в разговоре с Васуведой Сиддхартха говорит ему свои размышления по поводу времени: он понял, что его не существует, что все страдания и страхи в жизни человека лишь от того, то мы этого не понимаем. Мы делим жизнь на части, тогда как вся жизнь человека, подобно течению реки, которое начинается в горах и заканчивается в океане, которое в один миг находится в разных местах и которое не подвластно времени, наша жизнь—это единая нить без прошедшего и будущего, это всего лишь настоящее и наше детство от настоящего, от старости отделяет лишь тень, а не реальность.

Вскоре Васуведа умирает и Сиддхартха остается один. За минувшие годы, проведенные возле реки, он увидел смерть Камалы, и повстречал сына, с которым в последствии ему пришлось проститься, дабы тот смог сам пройти свой жизненный путь. Все это время Сиддхартха учился у реки, внимал ее безмолвным речам и познавал истину, он освободился от времени и обрел спокойствие в своей душе. Сиддхартха прошел свой путь и нашел истину в учении природы.

Говинда

В конце книги Сиддхартха вновь встречается со своим другом детства—Говиндой. Он уже достиг просветления и почти каждая его фраза несет в себе истинное знание. Я не буду стараться передать его своими словами и лишь оставлю тут некоторые, наиболее важные на мой взгляд, цитаты из этой главы:«Когда человек ищет, - сказал Сиддхартха, - случается, глаз его видит лишь то, что он ищет, и он не в состоянии ничего найти, не в состоянии ничего воспринять, ибо думает всегда лишь об искомом, имеет цель, одержим этой целью. Искать - значит иметь цель. А вот находить - значит быть свободным, распахнутым настежь, не иметь цели. Ты, досточтимый, верно, и впрямь искатель, ведь, стремясь к своей цели, не видишь того, что совсем рядом, у тебя перед глазами.»«Знание можно передать, мудрость - нельзя. Её можно найти, можно её нажить, можно от неё жить, можно творить с ней чудеса, но высказать её и научить ей - нельзя; для любой истины противоположное ей так же истинно. Истину можно высказать словами и выразить в слова, только если она односторонняя. Односторонне всё, что может быть выражено в мыслях и высказано в словах, всё однобоко, всё половинчато, всё лишено целостности, округлости, единства…»«Сам мир, сущее вокруг нас и внутри нас никогда не бывает односторонним. Никогда никакой человек и никакое деяние не погружены целиком в сансару или целиком в нирвану, никогда человек не бывает безупречно святым или беспросветно грешным. Время не действительно… И если время не действительно, то пропасть, как будто лежащая между миром и вечностью, между страданием и блаженством, между добром и злом, тоже лишь видимость.»«Мир не следует считать несовершенным или медленно идущим по пути к совершенству, нет, - он совершенен в каждый миг, все грехи уже несут в себе искупление, все маленькие дети уже заключают в себе стариков, все новорожденные - смерть, все умирающие - вечную жизнь. Ни одному человеку не разглядеть в другом, как далеко тот ушел на своем пути.»«Любовь, о Говинда, по-моему вообще самое главное. Постигать мир, объяснять его, презирать – пусть этим занимаются великие мыслители. Для меня же существует только одно – умение любить мир, не презираю его, не испытывать ненависти к нему и к себе, умение смотреть на него, и на себя, и на все существа с любовью, с восторгом, с благоговением.»