Дастан Омуралиев — первый кыргызстанец, вошедший в список Forbes Азиатско-Тихоокеанского региона. «И, конечно же, не последний», — скромно добавляет он. За несколько лет Дастан построил бизнес стоимостью несколько миллионов долларов, используя западные технологии и отечественное сырьё. Его завод по производству натуральных соков и фруктовых напитков вырос в огромное предприятие, где трудится более 9000 человек. В чем же секрет успеха? Чтобы понять это, надо начать с предыстории.
Предыстория
Как говорит наш герой в одном из интервью, он с детства мечтал о необычной профессии: «Хотел стать военным летчиком; потом инженером — строить мосты, здания». В итоге выбрал бизнес-направление, потому что оно показалось самым перспективным. Учиться Дастан Омуралиев пошел по специальности «бизнес-администрирование», в Американский университет Центральной Азии (Бишкек), а затем в KIMEP (Алматы). Сразу после учебы работал в PWC и Unicredit Group, но мечтал о собственном деле.
Бизнес-идея возникла случайно: однажды на дне рождения брата Дастан попробовал сок из Германии и удивился, насколько естественный и яркий у него вкус. «Я понял, что этот сок был не восстановленный из концентрата, а прямого отжима, — рассказывает он. — Я решил, что создам собственное производство таких соков в Кыргызстане». В этот день родилась компания, которая скоро станет известна как «Экопродукт Азия».
«ЭКОПРОДУКТ АЗИЯ» В ЦИФРАХ:
2013: год основания компании
$300 тыс.: стартовые вложения
5 человек: численность штата в первый год работы
40 000 тонн в год: мощность завода сейчас
2 300 кв. м: площадь завода сейчас
60 га: площадь собственных садов.
Начало пути
Чтобы запустить первое предприятие по производству соков, Дастан Омуралиев нашел двух бизнес-партнеров и взял кредит. Начинали с инвестиций $300 тыс. Сначала мощности были арендованными, а вид продукции только один: сок яблочный пастеризованный.
«Я ничего нового не придумал, — говорит бизнесмен. — В советское время у нас был совхоз, где производили соки прямого отжима. Но тогда обработка была путём стерилизации, то есть температура была выше, а продукт сохранял меньше витаминов. А сейчас мы используем пастеризацию, это более щадящий режим. Но вкус сока похож на тот, что все мы помним из детства».
Первая выпущенная партия сока составила 240 тонн. У Омуралиева и его команды не было опыта в продажах, а реализовать партию нужно было меньше чем за год: срок хранения пастеризованного сока — 12 месяцев. Учились всему на практике, проводили дегустации, искали партнеров, думали о поставках в Казахстан и Россию. В результате партия была полностью распродана уже через 9 месяцев: «Я работал, бывало, по 14-15 часов в день», — вспоминает предприниматель.
Когда стало понятно, что спрос на качественные натуральные соки в Кыргызстане есть, Дастан Омуралиев решил масштабировать бизнес: оборудовать собственный завод, закупить производственные линии, искать поставщиков.
Натуральный продукт Кыргызстана
Принцип «Экопродукт Азия» — использовать только местное сырьё. Дастан Омуралиев объездил почти весь Кыргызстан: знакомился с фермерами, искал постоянных поставщиков, изучал особенности местной агрономии. «К сожалению, никто не знает на самом деле, сколько у нас садов и какие урожаи», — сетует он. Но собрать информацию о производителях фруктов и ягод все же удалось, и сейчас сырьё в компанию везут из всех уголков страны. Так, вишня созревает на юге уже в мае, а на Иссык-Куле — на три недели позже, и такой территориальный разброс поставщиков помогает максимально долго получать свежие плоды. Кроме того, сейчас у компании есть и собственные сады площадью более 60 га.
В ассортиментной линейке — соки прямого отжима из яблок, слив, груш, абрикосов, вишни и моркови, а также смеси этих плодов; нектары (соки с мякотью); сокосодержащие напитки.
Важный рынок сбыта — Кыргызстан, где компания «Экопродукт Азия» по праву заняла первое место среди производителей натуральных соков. Но до 60% напитков отправляются в Казахстан и Россию. У компании есть опыт поставок в Бельгию, а в качестве перспективного рынка рассматривают Китай.
Все заработанные деньги Дастан Омуралиев вкладывает в развитие своей компании. «Завод — это очень долгие деньги, — говорит он. — Если человек хочет поставить производство с окупаемостью два-три года, скорее всего, он разочаруется в этой идее».
Forbes: признание заслуг
В 2019 году Дастан Омуралиев вошел в престижный список Forbes «30 Under 30» Азиатско-Тихоокеанского региона. К тому моменту и до сих пор он остается единственным гражданином Кыргызстана, отмеченным этой наградой. Но, по его словам, надеется, что скоро здесь появятся и другие имена его соотечественников.
Кандидатов вносят третьи лица, и для Дастана предложение о внесении его в список стало неожиданным. Как и новость о том, что он прошел отбор: Азия — густонаселенный регион, и претендентов на «тридцатку» было свыше 300.
"Основанная кыргызстанцем компания является ведущим производителем соков в стране и, по предварительным оценкам, к 2022 году займет 50-процентную долю в общем объеме местной соковой промышленности", — отмечает Forbes.
По словам бизнесмена, главный бенефит от победы — участие во встречах Forbes, где можно найти единомышленников и даже инвесторов. Такой нетворкинг действительно помогает развивать бизнес. А ещё Дастан очень ценит возможность помогать молодым предпринимателям, делиться с ними своим опытом.
Единое экономическое пространство в помощь предпринимателям
Как признаёт Дастан Омуралиев, у Кыргызстана есть как минусы, так и плюсы в плане основания и развития нового бизнеса. Плюсы — слабая конкуренция в большинстве отраслей, а минусы — узкий рынок сбыта и нехватка инвесторов. Но здесь стоит использовать возможности, которые у страны есть благодаря интеграции с другими государствами.
Кыргызстан входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это объединение пяти стран, главные цели которого — экономические. Бизнесмены получают ряд возможностей: нанимать работников из других государств ЕАЭС и предоставлять им социальные гарантии, получать таможенные льготы. К тому же достаточно легко расширить рынок сбыта — переходить с Кыргызстана на все страны Союза: Армению, Беларусь, Казахстан, Россию, так как нет таможенных границ, и ввозить продукцию в любую страну ЕАЭС можно без лишних бюрократических процедур и уплаты пошлин.
Кроме того, в Союзе часто принимают специальные решения, упрощающие жизнь бизнеса. Например, в марте в связи с санкционным давлением принято решение обнулить пошлины на ввоз в ЕАЭС товаров для производства и реализации продовольственной продукции. А это означает существенное снижение затрат предпринимателей.
В планах Дастана Омуралиева — расширять производство и разрабатывать новые рецептуры соков. Ведь его главный секрет успеха — неустанно искать возможности для развития и смело их использовать, не опуская рук и не боясь неудач. А выгодные условия работы на объединенном рынке, которые предлагает ЕАЭС — одна из таких возможностей.