Найти тему

Первые в России испытания при помощи ЦИКЛОС

На участке строительства СУ-910 (М-12, 4 этап км 224 – км 347, ПК 2619+00) стартуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с ГК «АВТОДОР», ООО «АВТОДОР-ИНЖИНИРИНГ» и строительно-инвестиционного холдинга «Автобан». Испытания проводятся при помощи СКН «ЦИКЛОС»* – первой в России установки для ускоренных испытаний дорожных конструкций. Задача – оценить эксплуатационные показатели конструкций дорожных одежд на испытательном участке. Программа испытаний является частью национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Для проведения испытания силами СУ-910 выполнено строительство двух экспериментальных конструкций дорожных одежд. Они соответствуют программе испытаний, требованиям нормативно-технической документации, прошли контроль качества. В конструктивные слои дорожных одежд в процессе строительства заложены датчики мониторинга.

Предполагаемый период проведения эксперимента – 35 календарных дней на одну конструкцию с учетом возможных технологических остановок или резкой смены погодно-климатических условий, которые существенно могут повлиять на точность сравнительного эксперимента.

Данные испытания проводятся в РФ впервые.

* Симулятор колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС» внесен в Государственный реестр средств измерений. СКН «ЦИКЛОС» предназначен для проведения ускоренных испытаний дорожных конструкций и позволяет всего за несколько месяцев смоделировать эксплуатацию дороги в течение расчетного срока службы дорожной одежды, воплощая одно из наиболее перспективных направлений в дорожной науке, позволяющее связать лабораторную оценку материалов с их поведением в реальных условиях.

Современные лабораторные методы оценки не способны полностью создать имитацию колесной нагрузки на конструкцию и учитывают лишь один из вариантов применяемых дорожно-строительных материалов. На испытательном участке возможно применение различных режимов нагрузки, выходящих за рамки расчетов, выполняемых в проектных решениях. Для мониторинга и регистрации важнейших показателей, получаемых в ходе проведения ускоренных испытаний, будут применяться различного рода датчики.

В ходе эксперимента его участникам необходимо выполнить ряд важных мероприятий:

– Оценку параметров деформативности конструкции дорожной одежды в процессе строительства. Определение модуля упругости на поверхности конструкций дорожных одежд перед началом проведения ускоренных испытаний.

– Комплекс лабораторных испытаний применяемых дорожно-строительных материалов.

– Проведение ускоренных испытаний экспериментальных конструкций дорожных одежд в соответствии с Программой исследования.

– Визуальную и инструментальную оценку состояния испытуемых конструкций дорожных одежд:

– глубину колеи на полосе наката;

– наличие усталостных и отраженных трещин;

– количество локальных дефектов на покрытии;

– оценку изменения несущей способности с анализом характеристик чаши прогиба;

– Научно-техническую оценку используемых конструкций дорожных одежд:

– оценку динамики развития (изменения) и величины остаточных деформаций во всех конструктивных слоях испытуемых дорожных одежд и грунте земляного полотна;

– оценку максимальных значений растягивающих напряжений на нижней границе пакета асфальтобетонных слоев за весь период ускоренных испытаний (мин – 2 000 000 приложений);

– оценку вертикальных напряжений, возникающих в основании дорожной одежды от расчетной статической и динамической нагрузки за весь период ускоренных испытаний (мин – 2 000 000 приложений);

– оценку вертикальных и горизонтальных упругих деформаций под действием статической и динамической нагрузки;

– оценку водно-теплового режима и влажности укрепленных и неукрепленных грунтов;

– анализ данных, полученных после завершения ускоренных испытаний на двух экспериментальных конструкциях дорожных одежд.

Этот проект РОСДОРНИИ призван развивать сотрудничество с ведущими дорожно-строительными компания РФ в научно-технических, исследовательских и инновационных сферах деятельности. Их совместные усилия позволят реализовать на практике задачи продления срока службы дорожных одежд и обеспечения их межремонтных сроков, в том числе уточнения параметров расчетных характеристик. А исследование причин преждевременного разрушения конструкций дорожных одежд выявит проведение оценки напряженно-деформированного состояния и определит эталонную конструкцию дорожной одежды для применения на конкретном объекте.