Доклад аспиранта Иркутского политеха Александра Груздева признан лучшим на международной конференции «Проблемы механики современных машин». Автор представил проект, посвященный использованию «умных технологий» при создании авиационных деталей. Форум в Улан-Удэ был приурочен к 60-летию Восточно - Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ).
Конференция состоялась при оргподдержке Минобрнауки и высшего образования РФ, ИРНИТУ, ИрГУПС, МАИ (Москва), Института машиноведения РАН, Улан-Удэнского авиазавода завода и Уханьского текстильного университета (Китай).
В программу форума вошли шесть секций. Российские и зарубежные машиностроители обсудили вопросы, связанные с динамикой и надёжностью машин, механикой композитов и конструкций. На секциях также были представлены доклады в области проектирования и автоматизации механических систем.
Александр презентовал проект системы автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления деталей авиа техники. Идея заключается в создании программы, которая на основе глубокого обучения (Deep Learning) смогла бы генерировать технологический процесс изготовления деталей по 3D-модели. Для решения поставленной задачи предлагается использовать искусственные нейронные сети
Основным «конструктивным элементом» системы должен стать модуль проектирования. Он будет отвечать за генерацию процесса изготовления детали. В статье Александр описал метод декомпозиции (разделение целого на части) и способы преобразования 3D-моделей в формат, оптимальный для работы с искусственными нейронными сетями.
Как утверждает Александр, система позволит автоматизировать труд персонала авиационых и машиностроительных заводов. Тем самым, техническое средство снизит риск ошибки инженеров-конструкторов и проектировщиков. На данном этапе готова концепция проекта, созданная по итогам работы на первом курсе аспирантуры. Научным руководителем автора разработки является заведующий кафедрой самолётостроения и эксплуатации авиационной техники Игорь Бобарика.
Отметим, что делегация Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ на форуме была представительной. Например, Юрий Иванов ознакомил коллег с разработанной в политехе технологией сверления многослойных пакетов из титановых сплавов, сталей и композитов. Профессор Андрей Пашков рассказал о создании технологического комплекса формообразования крупногабаритных листовых и подкрепленных деталей.
Аспирант Алексей Коваль выступил с презентацией о влиянии механообработки на дефекты типа пор в полимерном композиционном материале. Игорь Бобарика поделился опытом применения цифровых технологий при проектировании оптимальных трубопроводных систем.
Доцент Александр Макарук презентовал проект, нацеленный на повышение эффективности формообразования-упрочнения авиационных деталей на основе CAE-моделирования. Коллектив ученых ИРНИТУ разрабатывает данную технологию в интересах ПАО «Корпорация Иркут». Задача авторов – повысить точность деталей, подвергающихся ударным методам поверхностно-пластического деформирования. Конечной целью исследования станет методика прогнозирования формы детали до ее упрочнения.
Впечатлением о форуме поделился Александр Макарук. По его словам, особенно ценно то, что на конференции уделили внимание актуальным вопросам создания современных машин и механизмов, в том числе, с применением цифровых технологий:
Сборник статей конференции в ссылке.