Найти тему

Проблемы громких систем, часть 1: объемы двери

ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ГРОМКИХ ФРОНТОВ ЗВУЧИТ ОТВРАТИТЕЛЬНО?

В последние дни я много об этом писал, в частности обосновывая необходимость применения мидбасов, даже в некоторый ущерб субъективной громкости.

Но это не единственная проблема. И более того, эти проблемы имеются не только в громком автозвуке, но и в сценическом звуке, который мы считаем образцом для таких систем. Мы еще поговорим об этом, а начнем мы с проблемы ограниченности объемов дверей.

Почему я говорю именно об этом?

Потому что в основном громкие фронты ставятся куда? В двери. А автомобильная дверь это довольно ограниченный объем. И если считать дверь как объем кабинета (ящика), то что мы имеем?

30-40 литров объема. Да, сейчас мы не говорим о том, что он не герметичен и недостаточно жесткий. Это все есть, и с некоторыми проблемами нам приходится мириться, а некоторые мы пытаемся побороть, с той или иной степенью успешности.

В общем, так или иначе, это довольно ограниченный объем, даже если не учитывать, что его придется делить между полосами (НЧ, СЧ, ВЧ).

Как обычно устроен громкий фронт? Много-много динамиков в двери.

Что при этом происходит в этом объеме? Давайте посмотрим на результаты моделирования.

-2

Рис. 2 это довольно типичный эстрадный мидбас. У него низковата чуйка, но это не суть, нас сейчас интересует другое.

Смотрим как выглядит АЧХ этого динамика, если его установить в дверь в количестве 1 штука. График вроде красивый, но Qtc (добротность в оформлении) так себе, звучать это будет рыхло и без драйва. Да еще и есть риск повредить динамик превышением хода.

-3

Смотрим на рис. 3. Тут у нас добавляются графики для двух и четырех динамиков в этом же объеме. И что мы видим? Что для двух уже график и добротность более менее приемлемые, а для четырех динамиков все так и вообще отлично — будет драйвовый, панчовый мидбас, уверенно (по уровню -3дб) доигрывающий до 80 Гц.

Все бы и хорошо, но… не все динамики такие. А что если мы ставим в эту же дверь динамик с другими, более фриэйрными параметрами (проще говоря, дверной динамик)?

-4

Смотрим на рис. 4, там пример как раз такого динамика. Типичная «низкоиграющая середина», все как вы любите 😂

Графики даны для 1,2,4,8 и 16 динамиков в одной двери. 1 и 2 динамика не рассматриваем, ибо оно более-менее вменяемо (хотя и мидбас играть неспособно, несмотря на Fs 80 Гц). А вот 4 и более давайте оценим, потому что это довольно типично (3 динамик это среднее между 2 и 4, если что, чтобы не бежали с такими вопросами!)

И что же мы видим?

Чем больше динамиков мы втыкаем в дверь, тем выше становится нижняя граничная частота. Если с 4 динамиками вполне играет (по уровню -10дб) частота 140 Гц, то с 8 динамиками это уже 180 Гц, а с 16 это аж 250 Гц! И это не уровень -3дб, а -10дб, то есть уже довольно тихо. Но в домашке и концертке принято брать этот уровень, поэтому по нему и смотрим.

Короче, переводя с заумного на русский — чем больше вы напихиваете динамиков в дверь, тем меньше у вас низа. Зато появляется неепический горб выше частоты настройки. Нам кажется что? ГРОМКО! Ура? Не очень.

На самом деле к музыке это уже не имеет никакого отношения, это просто нечто орущее, без драйва, без панча. И вам оно надо?

И кстати, большого реза на замерах ЭТО тоже не покажет. Причина мной описана тут, но есть еще важные нюансы, но о них я расскажу во второй части.

А пока могу сказать вам одно — построение грамотной громкой системы это искусство и наука.

Надо правильно подобрать компоновку — сколько и каких динамиков, выбрать как это поставить, и как рассчитать для них акустическое оформление.

Именно этому будет посвящен наш ближайший Практикум, который состоится 30 июля 2022 года. И записаться на этот практикум вы можете по этой ссылке: https://smoke.e-autopay.com/buy/527874

Если покупаете после этой даты - получаете запись и все материалы, тоже полезно!

Стоимость участия — всего 490 рублей, это реально копейки по сравнению с теми знаниями, которые вы получите, и с теми результатами, которых вы достигнете по итогу.

Мощная, качающая, драйвовая громкая система, настоящая сцена на колесах, а не вот этот весь ужас, который ездит по нашим городам и шугает бабушек.

Записывайтесь прямо сейчас, увидимся!

С уважением, Сергей Туманов.