Да вроде и привыкли мы к тому, что собаки — умные, и много умеют, и многое делают. Особенно, если их учить, заниматься с ними. Но вот когда сталкиваешься с тем, что собаки соображают быстрее тебя, и в том, чему ты их точно не учил... — тут поневоле удивляться начинаешь.
Ладно, обо всем по порядку. Ходили мы вчера вечером, часов этак около 23:00, с собаками гулять. А для вечернего променада у нас маршрут обычный — обойти пару-тройку кварталов и — домой. Возвращаемся мы, естественно, одной и той же дорогой.
А дорогу эту на днях перерыли. Асфальт что ли менять хотят или вообще обустроить эту часть тротуара — пока непонятно.
Ну, перерыли дорогу и перерыли — с собаками это не проблема, не котлован же вырыли, да и я с ними гулять не на шпильках хожу. Так что наш маршрут от этого события нисколько не изменился, просто стали один участок пути по газону проходить.
Газон этот условно пешеходный. В осенне-весеннюю распутицу он заменяет собой тротуар: на асфальте лужи стоят, а на газоне их нет — вот все и идут по нему. Не по лужам же плавать. Да и зимой, когда сначала подтает, а потом подморозит, на асфальте — каток, и все опять проходят этот участок по газону.
Так что то, что мы стали перерытый асфальт по газону обходить — нормально, больше все равно негде, не по автомобильной же дороге идти.
Второй возможный вариант — перейти на другую сторону дороги и идти там — не рассматривался: там тротуар узкий, плюс остановка общественного транспорта, плюс всякие ларьки и киоски, и некоторые из них круглосуточные — в общем с собаками там идти неудобно.
Так что подошли мы вчера к этому перекопанному участку пути, я еще обратила внимание, что вроде как что-то немного изменилось, но так и не поняла, что. Вроде всё по-прежнему. И повела собак по тому самому газону, по которому последние дни обычно и проходили участок.
И вдруг у меня собаки, вместо того, чтобы идти прямо, потянули вправо. Причем, первая Грейс. А Дашка уже за ней пошла. Ладно, думаю, пойду за собаками. По другой стороне тоже пройти можно. Только по тому газону обычно не ходят, стараются его не топтать.
И лишь пройдя сколько-то метров с ними, я поняла, что по привычному-то пути, то есть по левому газону, идти было бы не так удобно: рабочие вырыли канаву для бордюрного камня, поставили там разметку, а землю отвалили на газон.
Пройти, конечно, можно было бы, но — в конце пути пришлось бы пролезать под ограждением или перешагивать через него. Рядом пройти бы не получилось — канава и отвалы земли мешали.
Вот как?
Нет, с точки зрения педагога я могу объяснить как. Прошу прощения за мудреную фразу, но она необходима: обучение считается успешным только в том случае, если ученик полученные знания и навыки может применять в новых условиях и находить верное решение в изменившейся ситуации.
Ребята, но это касается людей! А тут — собаки!
То есть Грейс, стоило нам только подойти к этому измененному участку, глянула и тут же пошла вправо. Не прямо, а вправо!
Получается, она за какую-то секунду оценила то, что изменилось, поняла, что в конце пути придется пролезать под ограждением или перешагивать через него (причем не ей, а мне, она и под ним спокойно пройдет) — и потянула всех в правую сторону. Где никакие гимнастические трюки её хозяйке не придется делать.
В момент прогулки я лишь подивилась, что Грейс сообразила, выбрала верный путь, и сделала это быстрее меня.
И уже дома, по истечении какого-то времени, я поняла, как так: в свое время я её учила команде «обойди». И она её знает. Нужна была команда на тот случай, если Грейс вдруг решит пройти за деревом, а она же на поводке, и, чтобы мне не пришлось обходить дерево, я и научила собаку команде «обойди».
Вот и выходит, что собака применила имеющиеся знания и навыки в новых условиях и выбрала верное решение.
PS: А Дашку я этой команде не учила, так что Дашка в данной ситуации была ведомая — Грейс повернула направо, Дашка пошла за ней. Ну, а я — за ними.