Сегодня мы отмечаем 130 лет со дня рождения Владимира Ивановича Пономарева (1892–1951), артиста балета, педагога, репетитора, балетмейстера.
В 1934 г. за плодотворное служение хореографическому искусству ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. 40 лет жизни он отдал петербургскому-ленинградскому балету.
Для училища Пономарев восстанавливал балеты, шедшие на сцене Мариинского театра: «Сильфида», «Сильвия», «Ручей» (с Мариной Семеновой в главной роли), «Талисман», «Арлекинада», «Времена года» и «Фея кукол», а для Кировского театра – «Дон Кихот», «Тщетную предосторожность» и «Баядерку» (совместно с В. Чабукиани), которая идет до сих пор.
В 1941–44 гг. в трудных условиях эвакуации в Молотов в качестве исполняющего обязанности художественного руководителя балета театра восстанавливал многие ленинградские постановки, а также организовывал артистические бригады для выступления в госпиталях и на предприятиях.
Артист балета М. Михайлов о В.И. Пономареве:
«...Свое хореографическое образование, как и большинство актеров нашей труппы, он получил в прославленной “Петербургской академии танца”. Сразу же по окончании ее он пришел работать в театр...
Репертуар Владимира Ивановича был довольно обширен. Начав карьеру танцовщика с классических дуэтов и трио, Пономарев в послереволюционный период пришел к таким ведущим ролям, как Колен в “Тщетной предосторожности”, Франц в “Коппелии”, Арлекин в “Карнавале”, Петрушка. С годами, как и многие из нас, он переключился на роли игрового плана.
Но главной его заслугой перед советским балетом была не актерская деятельность. Превосходный знаток основ мужского классического танца, В. И. Пономарев на протяжении трех десятилетий вел этот предмет в выпускных классах школы и в классе усовершенствования артистов труппы. Именно эта работа и увековечила его имя.
Бережно храня великолепные традиции, завещанные мастерами прошлого, он охотно передавал их молодым поколениям танцовщиков...»
Фото из архива Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.