Найти в Дзене
С миру по нитке

Непьющая дореволюционная Россия. Миф или реальность?

Я много раз слышал, как злые языки и нехорошие историки определенным образом интерпретируют нашу историю, выставляя русскую нацию, как нацию алкоголиков и беспробудных пьяниц.

Якобы на Руси издавна процветало пьянство, и русский человек по природе своей не в состоянии был обойтись без спиртного.

С чего начинается алкогольная жизнь на Руси?

Еще в 5 веке восточные славяне в очень малых количествах потребляли алкогольные напитки: медовуху, брагу, пиво, хлебный квас.

Пиво варили только из солода, а хмель начали добавлять лишь в 10 веке. Бррр... целых 500 лет пить невкусное пиво без хмеля...

Водка же, такая, какую мы ее знаем сейчас, появилась лишь в середине 19 века, поэтому до той поры о крепких алкогольных напитках не шло и речи.

И вот С VII века власти начинают вмешиваться в алкогольный образ жизни жителей Руси, разрешая лояльным к власти крестьянам изготавливать брагу, мед и пиво лишь 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, свадьба, крестины). И право это давали лишь тем, кто платил оброк и барщину. Таким образом основная часть населения жила трезво, ибо пить запрещалось по закону, подкрепленному религиозными традициями, а также обычаями древней Руси.

-2

Во время правления Ивана третьего это положение было также закреплено правительственным указом, который гласил, что низшие слои населения могли пить только 4 раза в год по тем же событиям, указанным выше. Также был установлен запрет боярам и дворянам исполнять служебные обязанности в состоянии опьянения. Но в свободное от службы время пить им никто не запрещал. Вот такая вот забота о здоровье простых крестьян, и такое наплевательское отношение к боярской печени. А вы говорите, классовая несправедливость.

В целом до правления Ивана 4 историки отмечают, что пьянства как явления, разъедающего общественный организм, не было. Да, народ выпивал, но это не было проблемой.

-3

Однако почувствовав значительную прибыль для царской казны от продажи алкогольных напитков, царь Иван IV издает указ наместникам областей распустить (корчмы) частную виноторговлю и создавать вместо них царевы кабаки. Таким образом торговля спиртным переходит в государственную сферу, оставив частников неудел.

-4

Алкогольные тучи над жителями Руси стали сгущаться в конце 16 века, когда царевы кабаки были созданы практически во всех городах. Вот тут злым языкам есть где разгуляться. Пьянство на Руси - говорили они. Всюду отребье и пьянь, кричали они.

Кого нам в этом винить? Многие винят Ивана Грозного. Лично я, как не профессиональный историк, не буду этого делать, я просто выскажу обобщенную точку зрения многих историков о том, что триггер для массового пьянства на Руси возник именно с распространением царевых кабаков, когда смотрящих за кабаками ставили государственных деятелей, задача которых сводилась к тому, чтобы грубо вовлекать в пьянство как можно больше людей и тем самым обогащать казну. Всех, кто противился и призывал к трезвости - ловили и сажали в темницу. Некоторые оставляли в кабаке 30, 40 рублей или более, пируя до тех пор, пока все деньги не закончатся. А чтобы мотивировать пьяниц, специальные люди при кабаках кричали им: выпей за царя, в честь господаря. И не выпить считалось равносильным оскорбить царское имя. Вот такая незамысловатая ловушка для простолюдина.

-5

Тем же, кто пытался производить спиртные изделия в домашних условиях вне кабака, предписывалось «сечь руки и ссылать в Сибирь».

Быстрое распространение кабаков вызывало протесты и жалобы духовенства и народа. Обогащение казны за счет продажи алкоголя - это одно, но когда по улицам бродят сотни нагих и блюющих пьяниц, вынесших из дома последние семейные деньги - это уже проблема общества, видимая невооруженным глазом и требующая реакции как царя, так и того самого духовенства, которое в те времена имело сильный авторитет в обществе.

-6

Но проблема не решалась. Были слабые лишенные энтузиазма попытки в виде введения откупной системы, при которой откупщики (дворяне и бояре) получали монополию на торговлю спиртными изделиями, однако это не возымело успеха на поприще борьбы с пьянством. Уже весьма привыкший к разгульной жизни русский народ был легкой добычей для откупщиков, и они не собирались ее упускать.

Положение особо не изменилось и при Петре 1. Кто-то из историков утверждает, что Петр 1 был ярым борцом с алкоголизмом. Другие уверяют, что никаким борцом он и вовсе не был, а скорее наоборот - способствовал алкоголизации населения не меньше своих предшественников. Опять же, Петр 1 - великая и значимая фигура в истории, и я не буду утверждать однозначно ту или иную версию событий давно прошедших лет. Скажу только лично от себя, как думаю я. Во-первых, Петр 1 уж точно не был добрым самаритянином, пекущимся о простых крестьянах. С какой стати ему переживать за трезвость русского народа, когда он и сам любил прикладываться? Пьяной массой всегда легче управлять, а заговорщиков выводить на чистую воду с помощью водки - милое дело. Это делал Иван грозный, это делал сам Петр 1, это будет делать Сталин в советское время. Зачем лишать себя такого козыря? Да и как утверждает история, при Петре и после Петра никто к трезвенной жизни так и не пришел вплоть до конца 18 века.

-7

К началу 19 века о трезвости русского народа можно было только мечтать, ибо капитализация экономики делала свое грязное дело. Ни императорам, ни царям не было никакого дела до здоровья граждан своей страны. Какой смысл переживать за низшее сословие, лишенное человеческих условий труда и жизни. Безропотно пашут, пьют и не бунтуют - вот она мечта каждого господина.

-8

Господствующие классы России одобряли массовое употребление алкоголя - как способ отвлечь трудящихся от классовой несправедливости.

Первое движение трезвости в России зародилось лишь в середине 19 века как ответ откупщикам на повышение ими цен на водку. Как говорится, русский мужик все стерпит, но только не повышение цен на водку.

И как часть внезапной революционной борьбы, трезвенническое движение приобретало небывалые масштабы, к которому присоединились многие видные деятели 19 века: Н.И. Пирогов., Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и другие.

В той же середине 19 века начинают выходить такие печатные издания как: «Журнал воспитания», «Русский педагогический вестник», «Ясная Поляна», в которых нередко затрагиваются проблемы алкоголизации подрастающего поколения, а также их нравственное воспитание.

Эти времена можно назвать как времена зарождения трезвости, ибо народ устал от пьянства. И в России продолжают зарождаться очаги трезвости в виде различных обществ, не смотря на противление господствующего класса.

Первое общество трезвости было организовано в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Вслед за ним зарождается общество, называемое "согласие трезвости" и датируемое 1882 годом.

-9

Будем считать, что это первые зачатки пробуждения народа из продолжительного алкогольного трипа, в который их надолго погрузили царевы кабаки и прочие питейные заведения.

Как итог, подобные общества создали резонанс и заставили обратить на себя внимание правительственных организаций, и в 1889 году Священный Синод включается в проблему, предлагая духовенству также работать над созданием трезвеннических организаций.

А не поздновато ли, ребятки? Более 7 веков вы там сидели у себя в соборах, делая вид, что ничего не происходит, но когда народ устал от пьянства и захотел глотка трезвой жизни, наши церковники тут же подхватили сей факел и побежали впереди всех. Молодцы, аплодирую.

Но путь к трезвости был тернист, и тернии эти насаждало никто иной как алчное правительство, не желающее отказываться от столь ощутимых денежных потоков. Как противовес обществам трезвости в марте 1858 года правительство издало распоряжение буквально запреть... трезвость! Что? Серьезно? Местным властям попросту предписывалось не допускать созданий обществ трезвости, маргинализируя их, а всех кто противился - отправляли в ссылку или расстреливали.

Вопреки ожиданиям властей эта мера только добавила масла в огонь, и народ взбунтовался еще больше, что вылилось в бунты трезвости, погромы кабаков и других питейных заведений.

-10

К концу 19 века в Санкт-Петербурге издаются такие журналы как: «Вестник трезвости», «Деятель», «Народная трезвость» и другие. В начале 20 века выходят такие периодические издания как:

«Трезвая жизнь», «Листок трезвости для школьников», а в 1909 году листок трезвости даже для младших детей «Зорька». Можете себе представить, насколько сильно алкогольная ржавчина проела слои русского общества, что приходилось насаждать пропаганду даже среди маленьких деток.

-11

К тому времени выходят много различных работ от видных деятелей науки и культуры, посвященные проблемы алкоголизма. Идет упор на просвещение школьников и молодых ребят. К этой непростой работе подключаются ученые, медики и даже биологи.

К 1912 году в Российской империи зародилось более 2 тысяч различных трезвеннических движений, их членами были свыше полумиллиона человек.

В конце концов правительство отменило откупную систему продажи алкоголя, введя вместо неё акциз.

Император Николай 2 оказался ярым противником пьянства и в 1914 году вводит Сухой закон, при этом встречяя упорное сопротивление Совета Министров, так как доход от сбыта алкоголя составлял одну пятую государственных доходов. В 1917 года отрезвленное за три года общество совершает революцию. Связано ли одно с другим? Возможно Николай сам себе подложил свинью, позволив угнетенному народу проснуться из пьяного дурмана и в полной мере осознать свое рабское положение? Выводы делать нам с вами.

-12

В середине 20-ых годов Сталин и Политбюро приняли решение о прекращении действия сухого закона на территории всего СССР.

Резюмируя нашу историю, можно сказать, что в самом начале зарождения русского государства государственные деятели всея Руси хоть немного думали о народе, об их здоровье, о моральном облике, запрещая пить алкоголь и лишь некоторым разрешая его употреблять 4 раза в год. Но я склоняюсь больше к версии, что запрет мог быть связан с желанием иметь обороноспособную и трезвую армию, которая в то время за неимением регулярной армии собиралась из простых мужиков в случае угрозы вторжения, набегов и любой другой агрессии извне. Армия из вечно пьяных мужиков, такая себе армия, согласитесь?

Давайте перенесемся в нашей время и посмотрим, научила ли нас чему-то история, извлеки ли мы какие-то уроки? Я думаю, что нет. Алкоголь по прежнему льется рекой, повсеместно насаждаются алко-маркеты, пивнушки стоят у каждого дома, и пьяная масса в надежде хоть ненадолго отвлечься от бремени кредитов, ипотек и рабской работы за копейки, заполняет вечерние улицы депрессивных городов. Ну спасибо, что хоть насильно пить не заставляют за здоровье президента.

Взято с сайта - ngs.ru
Взято с сайта - ngs.ru

Не забывайте историю, чтобы не повторять ее.

Все мною написанное выше - это мой субъективный анализ исторических событий, на истинность не претендующих. Есть также версия, что сначала древней Руси вплоть до середины 19 века русский народ вообще не пьянствовал и вел по большей части трезвый образ жизни. Но изучив историю и сопоставив исторические факты, я сделал свой вывод, что мне эта версия не кажется правдоподобной.

Возможно, у вас будут свои версии на этот счет. Поделитесь с ними в комментариях, очень хочется услышать ваше мнение. И давайте без злобы и хейта. У всех свое мнение, у всех свое видение истории. У вас другая точка зрения? Вы не согласны? У вас всегда есть возможность высказаться вежливо и конструктивно без нервяков и оскорблений, приглашаю всех без исключения.

Ребят, у меня новый канал, я хочу его развивать и делать лучше. Пожалуйста, поддержите меня лайком и подпиской, буду вам очень благодарен.