Можно ли без спортивного опыта попасть на «Шёлковый путь»? Да, и даже финишировать в первой пятёрке! Об этом говорят голые факты: в самом многочисленном классе Т3 на 4 место поднялся пилот, имеющий за плечами только два коротких этапа Кубка России по ралли-рейдам. Дмитрий Мордкович и Павел Емелин (Team Maria Oparina) – очередное доказательство того, что все возможно. Главное только захотеть. Ну и иметь необходимые финансы.
Общий спортивный маршрут ралли «Шелковый путь 2022» составил более 4000 км. Цифра звучит более чем внушительно. Разбив всю гонку на «короткие» этапы, получаем 10 отдельных состязаний. В день экипажи могли проехать и 290 км, и 480 км. Что в первом случае равноценно двухдневной гонке формата Кубка России, а во втором равно полноценному этапу Чемпионата России по ралли-рейдам. «Добивая», заметим, что это только спортивная часть. Дополнительно каждый день экипажи проезжали еще и лиазоны (это участки трассы от базового лагеря до старта и от финиша до бивуака). А это, как, к примеру, на этапе Волгоград – Липецк давало плюсом к общему пробегу 450 км. Пусть и по дорогам общего пользования, пусть и не на результат, а «на доезд», но все равно в машине, без кондиционера и в полной спортивной экипировке.
Жарко и душно – вот что в один голос говорят представили класса Т3 после финиша. А еще много кочек, тяжелые дюны и снова жара. Романтики – ноль, опасностей – выше крыши (и «крышу» делали многие), тепловые удары и общая усталость организма. Стоило ли это того? Безусловно!
Мария Опарина, директор команды, участница ралли Dakar 2022: «За 20 лет в автоспорте я познакомилась с большим количеством участников. Не важно, трофи-рейды, ралли-рейды или кросс, история почти всех спортсменов начинается одинаково: в детстве любил технику, мечтал выступать, но денег не было. Стал взрослым, заработал много денег и вот теперь могу позволить себе автоспорт. В автоспорте нет случайных людей – здесь все сами себя сделали. И от этого наша маленькая тусовка становится ещё интереснее.
В каждом комментарии Дмитрия Мордковича после спецучастка есть фраза: я очень это люблю. Каждый вечер он скидывал подробный отчет дня (аудиосообщения достигали 12 минут). И в каждой ноте, в каждом слове он счастлив. Как бы сложно не было на гонке, как бы физически тяжело он не чувствовал себя в 40-ка градусную жару в черной машине без кондиционера, он никогда не жаловался. Никого не обвинил. И ни о чем не пожалел. Более того, он держал высокий темп и местами, как говорится, «делал» тех, кто давно и профессионально занимается ралли-рейдами. Его улыбки и настроение заряжали нас на плодотворную ночную работу».
Как подготовиться к марафону
Большая предстартовая работа почти всегда остается за кадром. И мы сейчас не только о подготовке технической и физической. Менеджер команды – это пока что скорее исключение, чем правило. Часто по-старинке экипаж делит между собой его основные обязанности. Кто-то подает заявку, кто-то бронирует жилье, а кто-то строит общую логистику заправок между спецучастками. Но, знайте: хороший менеджер – это большая часть общего успеха команды.
«Шелковый путь» отличается от других российских гонок своей большой предстартовой подготовкой.
Вот малая часть того, что надо было сделать заранее:
- подать заявку (в данном случае не просто перенести одни данные из одной формы в другую). Нужно переписать всю технику, всех людей, что будет на гонке. Организаторы знают перед стартом практически все об участниках и группе поддержки: группу крови, есть ли на что-то аллергия, номер телефона жены (или другого лица на экстренный случай), паспортные данные и многое другое.
- рассчитать, сколько кв. м. вашей команде потребуется на бивуаке (принимают и пожелания, с какой командой вам бы хотелось стоять рядом)
- дополнительно заказать топливо – его также, по предварительной заявке, нальют непосредственно в базовом лагере
- забронировать гостиницы (шанс, что можно будет найти гостиницу недалеко от бивуака день-в-день крайне невелик)
- выстроить общую логистику передвижения между спецучастками (или хотя бы попытаться)
- четко распределить обязанности каждого. Чем четче обязанности каждого, тем проще всем
- оплатить навигационное оборудование. И лучше, чтобы у команды был не только один обязательные навигационный прибор (в данном случае Unik 1), но и второй, дополнительный. Заявку на него крайне желательно подать сразу, как только организатор опубликовал регламент.
Ворваться «вдруг» в ралли-марафон «Шелковый путь» не получится. Без большой подготовительной работы шанс не то, чтобы дойти до финиша, но и попасть на старт крайне мал. Выбирая экипировку для гонки, обратите внимание на бренд Dragonfly. Российский производитель одежды и экипировки давно уже «засветился» на внедорожном небосклоне. В частности, в 2017 году именно в их экипировке Сергей Карякин первым из россиян поднял кубок победителя ралли Dakar в зачете Quad. А потом сделал это (правда, за 2 место) в классе Т3 (но также в одежде от Dragonfly). Любое спортивное соревнование – это командная одежда (джерси, куртки, футболки), в Ателье индивидуального пошива Dragonfly могут сделать уникальный заказ. Вся продукция – из качественных материалов.
Считаем видимый бюджет на гонку (без подготовки техники)
Стартовый взнос за участие в марафоне в этом году небольшой (это не сарказм) - 400 000. Для сравнения, в прошлом году участники в группе Т3 только за спортивный экипаж должны были заплатить 11 800 евро
В стартовый взнос входит только непосредственно спортивный экипаж. Всё и все оплачиваются отдельно. Просто так пройти в лагерь не получится
50 000 – за каждую машину технического сопровождения
120 000 – за каждого механика или просто человека, который будет с вами на гонке (на одну машину нужно как минимум две механика)
50 000 – навигационное оборудование (UNIK1, Sentinel, SMM)
25 000 – за дополнительный UNIK (рекомендуем ставить два прибора)
12 000 – крепление для оборудования
5000 – предварительные тесты перед гонкой
40 000 – бензин на трассу (лучше заранее заказать у организатора, бензовоз будет стоять в базовом лагере)
45 000 – проживание на одного человека (из расчета 3000 в сутки; 12 дней)
15 000 – билеты на старт / билет после финиша
#silkwayrally #шелковыйпуть #багги #дакар #dakar #шелковый путь #мария опарина
Текст: Галина Кошелева
Фото: Дмитрий Гальчун, Наталья Коновалова, Николай Комаров