Введение экономических санкций против России объективно требует коррекции планов развития отечественной «зеленой» энергетики. Ситуацию в этом вопросе прояснило интервью, которое министр энергетики РФ Николай Шульгинов дал 26 июня 2022 г. «Российской газете». Учитывая статус данного издания, а также тот факт, что интервью потом было размещено и на сайте Министерства энергетики, это выступление в какой-то степени можно считать программным. В частности, Николай Шульгинов отметил наличие определенной специфики в развитии возобновляемых источников энергии применительно к России.
«Что касается небольшой, малой гидрогенерации, то были бы заказы большие. Наши производители такого оборудования готовы выполнить любой заказ. У нас здесь нет проблем, как, например, у производителей газотурбинного оборудования. Гидрогенерация — это наш российский путь в зеленой энергетике», — сказал министр.
Действительно, использование малых ГЭС в нашей стране, как по сравнению другими видами альтернативной генерации, так и по сравнению с гигантскими ГЭС, имеет определенные преимущества, причем большинство из них были актуальны еще до введения санкций:
- Большинство регионов нашей страны не могут похвастаться сильными ветрами или большим количеством солнечных дней в году, тем не менее, у нашей страны есть естественное природное преимущество — второй по величине потенциал гидрогенерации в мире.
- ГЭС, как правило, проще по устройству, чем солнечная или ветряная электростанция, если учитывать накопители энергии, а также системы управления.
- Все элементы малой ГЭС, при необходимости, могут быть произведены на российских предприятиях.
- При производстве и утилизации малой ГЭС в окружающую среду практически не поступают вредные вещества.
- Малые ГЭС (особенно бесплотинных типов) оказывают на экологию меньшее негативное воздействие, чем крупные, даже если этот показатель брать в пересчете на единицу вырабатываемой энергии.
Новое — это хорошо забытое старое!
На самом деле, технология малых ГЭС была известна задолго до того, как человечество озаботилось влиянием электроэнергетики на окружающую среду. С 1920 г. в РСФСР активно строятся мини-ГЭС в сельской местности. Такие ГЭС нередко находились в собственности построивших их колхозов и снабжали их электроэнергией.
Но в 1962 г. было принято решение не развивать далее малые ГЭС, сделав ставку на крупные гидроэлектростанции, а также иные виды генерации. Небольшие ГЭС, обслуживавшие только один колхоз, стали закрывать, проводя в деревни линии электропередачи. Основной причиной было то, что генерирующие мощности в стране стали объединять в единую энергосистему. Управлять же большим количеством маломощных генераторов на имевшемся тогда уровне развития технологий было затруднительно. Теперь же, с появлением силовой электроники, а также инверторов на ее основе, нет никаких технических препятствий, чтобы малые ГЭС синхронизировались с электрическими сетями и, при необходимости, поставляли туда электроэнергию.
Кстати, малая ГЭС может не только давать экологически чистое электричество для мест отдыха, но сама по себе являться интересным туристическим объектом.
Сейчас актуально развитие внутреннего туризма. Мини-ГЭС способна обеспечить надежное энергоснабжение удаленных районов, впечатление от которых не хочется портить ни треском дизель-генераторов, ни вращающимися ветряками. Да и солнечные панели занимают определенную площадь, которую на объекте, предназначенном для досуга, можно потратить более рационально. А вот малая ГЭС, если ее конструкция не предусматривает затопления земель, достаточно компактна и сама способна быть объектом, привлекающим туристов.
Поможет малая гидроэнергетика развитию фермерских хозяйств, а также промышленности. Сельскохозяйственные объекты и промышленные предприятия всегда располагали недалеко от рек, почему бы не получить дешевое электричество, снизив тем самым себестоимость продукции?
Наконец, у оборудования для малой гидроэнергетики есть большой экспортный потенциал. Армения, Казахстан и Кыргызстан активно развивают у себя данное направление в энергетике благодаря природным особенностям своих территорий. Например, малая ГЭС без плотины особенно эффективна в горах. Эти страны входят в Таможенный союз ЕАЭС, поэтому Россия может поставлять туда оборудование на выгодных условиях. Но для того, чтобы конкурировать на внешних рынках, пусть даже и имея там определенные льготы, нужно внедрить технологии у себя дома и показать их эффективность.
Итак, не настало ли время купить собственную гидроэлектростанцию, установить ее в/на ближайший ручей и получать дешевое, экологически чистое электричество? Не торопитесь мчаться за ней необдуманно, ведь в реальности не все так просто.
«Мини» или «микро»?
В литературе уже устоялся термин «малая ГЭС» или «мини-ГЭС» применительно к объектам генерации мощностью не более 30 МВт. Нижний предел при этом по умолчанию равен нулю. Но стандартах даны несколько другие определения. Так, в ГОСТ Р 51238-98 «Нетрадиционная энергетика. Гидроэнергетика малая. Термины и определения» указаны такие понятия как «малая гидроэлектростанция» (МГЭС) и «микрогидроэлектростанция» (микроГЭС, написание приводится согласно тексту официального документа). МГЭС имеет установленную мощность от 100 до 30000 кВт. К микроГЭС отнесены объекты гидрогенерации с установленной мощностью менее 100 кВт.
Стандарт организации СТО «РусГидро» 01.01.78 — 2012 «Гидроэлектростанции. Нормы технологического проектирования» используются понятия «малая ГЭС» — с установленной мощностью от 100 до 25000 кВт, а также «микро ГЭС» — определение такое же, как и в ГОСТ.
Указанные понятия имеют юридический смысл только применительно к финансовой поддержке альтернативной энергетики государством. Например, под строительство малых ГЭС целевым образом выделяется финансирование. Но при этом никаких послаблений в части правил строительства, которые бы напрямую зависели от установленной мощности ГЭС, российским законодательством, увы, не предусмотрено.
Распространенная ошибка — смешивать понятия «микрогенерация» и «микро ГЭС». Да, в законе указан упрощенный порядок подключения к сетям объектов генерации мощностью до 15 кВт. Но из этого отнюдь не следует, что, если установленная мощность вашей ГЭС не превышает 15 кВт, то ее можно размещать, где угодно, без согласования с властями.
Разрешение на строительство
При создании малой ГЭС, возможно, придется возводить плотину и некоторые другие сооружения. Если их можно отнести к объектам капитального строительства, то, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, нужно брать разрешение на их строительство у местных властей. Для этого необходимо представить властям оформленный по всем правилам проект ГЭС, а также, возможно, провести природоохранную экспертизу проекта.
Однако при всём любвеобилии власть предержащих структур к крючкотворству и бюрократии по любому вопросу свободнопоточные микроГЭС, как правило, не требуют разрешения на строительства.
Согласно п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, «... некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений...» Все остальные здания и сооружения отнесены к объектам капитального строительства. Плотина по самому принципу работы должна иметь прочную механическую связь с грунтом, поэтому строительство этого типа сооружений, согласно законодательству, обязательно нужно согласовывать. Если же речь идет о ГЭС бесплотинной конструкции, то ее элементы вполне могут быть изготовлены таким образом, что согласование строительства не потребуется. Это относится в том числе к завоевывающим все большую популярность микроГЭС свободнопоточного типа, использующих кинетическую энергию течения реки. Они просто погружаются в реку на заданную глубину.
Собственность на водные объекты
Нахождение водного объекта в федеральной собственности требует от владельца установленной на нем ГЭС любой мощности заключения договора о водопользовании.
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, пруд или обводненный карьер, расположенный на территории, принадлежащей субъекту федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, принадлежит тому же собственнику, что и указанная территория. Все остальные водные объекты принадлежат Российской Федерации. Проще говоря, вы можете приобрести в частную собственность пруд или обводненный карьер, но уже маленький деревенский ручей может быть только в федеральной собственности. Мало того, водные объекты, отличные от пруда или обводненного карьера, принадлежат РФ даже в том случае, если вы их сами построили.
Следует отметить, что невозможность частной собственности на большинство видов водных ресурсов характерна не только для России. Во многих странах мира водные объекты, в основном находятся в государственной или общенародной собственности. В том числе и в США, где, казалось бы, стараются все отдавать в частные руки. Связано это с особой ролью, которую вода играет в жизни людей.
Нужно ли договариваться о водопользовании, если вы купили земельный участок с прудом и построили там ГЭС? Начнем с того, что в Водном кодексе отсутствует определения пруда. Сложившейся практикой является использование ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», который действует до сих пор. Согласно данному ГОСТ, прудом является «мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км» В свою очередь, водохранилищем называется искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
Ст. 5 Водного кодекса определяет границу пруда по нормальному подпорному уровню воды. В распространенных типах плотинных малых и микроГЭС турбины располагаются с внешней стороны плотины значительно ниже указанного уровня. Как результат, выработка электроэнергии происходит в водотоке, находящемся в федеральной собственности, поэтому договор необходим. Решить данную проблему может только разработка конструкции ГЭС, где турбина расположена до плотины. Но подобного рода конструкции на практике пока не используются, возможно из-за их низкой эффективности.
Что же касается бесплотинных микроГЭС, то они базируются на водоемах вроде рек, ручьев и каналов, которые могут быть только в федеральной собственности.
Договор о водопользовании заключается с Федеральным агентством водных ресурсов в лице управления бассейнового округа, к которому относится соответствующая местность. Поскольку ГЭС малой мощности вырабатывает электроэнергию без отвода воды, то проведение аукциона не требуется.
За пользование водой из федерального водоема придется платить. Самая большая ставка — для бассейнов Ангары и Байкала, она составляет 42,54 руб. за 1000 кВт·ч выработанной электроэнергии (здесь и далее — по состоянию на 2022 г.) Наименьшее значение имеет ставка оплаты для бассейна реки Урал — 15,47 руб. за 1000 кВт·ч. Предположим, что при системе отопления, отличной от электрической, на бытовые нужды одного человека ежемесячно расходуется около 100 кВт·ч электроэнергии. Тогда ежегодная плата за использование воды на микроГЭС, например, для семьи из трех человек будет находиться в пределах от 55 до 154 руб. По мнению автора статьи, затраты на администрирование данного платежа вполне могут превышать сам платеж. Поэтому есть смысл задуматься об отмене платежей за использования воды на микроГЭС, которые вырабатывают электроэнергию исключительно для бытовых нужд жителей отдельных домов или небольших деревень.
Малые ГЭС — экологически чистая и дешевая в обслуживании альтернатива дизель-генераторам для энергоснабжения удаленных объектов.
В том случае, если ГЭС производит электроэнергию для продажи в сеть, в ней уже ведется учет выработанной электроэнергии, полученные данные могут быть использованы для расчета платы за водопользование. Но как быть, если микроГЭС вырабатывает энергию только для поставки в дом ее владельца (дома людей, купивших электростанцию вскладчину и совместно ее использующих)? Кто в таком случае должен устанавливать и опломбировывать счетчик электроэнергии? Пока данная область является «серой зоной» законодательного регулирования.
Возможные пути совершенствования законодательства
В результате всего изложенного можно сделать вывод — любая реально существующая ГЭС, даже самая маломощная, требует для установки взаимодействия с органами власти. Если, конечно, вы намерены соблюдать действующее законодательство — а иные варианты мы и не рассматриваем. Можно обойтись без получения разрешения от местных властей, если установка ГЭС не предполагает сооружения плотины или других объектов капитального строительства. Но заключение договора о водопользовании даже для микроГЭС фактически обязательно.
Как считает автор статьи, моделью, по образцу которой следует совершенствовать законодательство о малой гидроэнергетике, может стать мобильная связь. Частоты радиоспектра, как и водные ресурсы, находятся в распоряжении государства. Когда-то на любое средство радиосвязи, в том числе и на мобильные телефоны, выдавались отдельные лицензии, которые нужно было носить с собой. Для мобильной связи в России этот порядок был отменен в 2002 году. Теперь достаточно сертифицировать модель телефона для использования на территории нашей страны. Сертифицированное абонентское оборудование работает только с выделенными для мобильной связи частотами, а мощность передатчика не превышает максимально разрешенного значения. При этом на более мощные средства радиосвязи, передающие сигналы не на ближайшую базовую станцию, а напрямую собеседнику за тысячи километров, по-прежнему нужно получать индивидуальные лицензии, т. к. при нарушении правил такое оборудование способно нанести уже значительный ущерб. Также подлежат индивидуальному лицензированию самодельные мощные радиопередатчики.
Аналогичный подход можно перенести и на малую гидроэнергетику. Предположим, человек приобрел в магазине для личного пользования комплект оборудования микроГЭС бесплотинной конструкции мощностью не выше определенного предела, причем поставщик этой микроГЭС уже сертифицировал ее на соответствие российским нормам. Почему бы не позволить установку такой ГЭС без дополнительных договоров и разрешений? Естественно, с ограничениями, приведенными в инструкции, обязательной для ознакомления. Для того, чтобы эффективно отслеживать ситуацию на водоемах, достаточно обязать владельцев микроГЭС уведомлять органы власти о факте установки оборудования.
Упрощение порядка установки микроГЭС позволит повысить популярность данного вида экологически чистой генерации. В конечном итоге, это будет способствовать развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности.