Друзья, как и обещали, в продолжение темы модерна сегодня подробнее рассказываем о гостинице «Метрополь» в этом стиле.
Дворец искусств «Метрополь» - это главный московский замысел предпринимателя и владельца первой в стране частной оперной труппы Саввы Ивановича Мамонтова, который является отражением всех его увлечений.
Меценат мечтал о создании оперного театра для первой русской частной оперы. И несмотря на то, что на Театральной площади на тот момент находилось уже три театра, Савва Мамонтов планирует там же театр частный, безусловно, утверждая роль частного человека в истории и действуя в духе новой московской буржуазии. Театром здание в итоге не стало.
Савва Иванович задумал построить в центре Москвы культурно-досуговый центр - с гостиницей, художественными галереями и грандиозным рестораном. Эта идея отразилась в названии отеля “Метрополь” ( от греч. metropolis - город-государство).
В итоге Метрополь стал лучшей московской и первой инновационной гостиницей с самыми современными достижениями цивилизации - электричеством, горячей водой, телефонной связью, лифтами; с потрясающим рестораном, способным принять до двух тысяч гостей одновременно. Позже по этим стандартам будут строиться такие московские отели как ”Савой” ( 1912 г.) и “Националь” ( 1903 г.).
Меценат объявил открытый конкурс, в котором выиграл проект Николая Шевякова и Льва Кекушева.
Мамонтов хотел использовать фасады для рекламы и, вопреки итогам, отдал заказ англичанину Вильяму Валькотту, занявшему 4 место - его проект больше подходил для этих целей. Кстати, Вильяма Валькотта часто представляют как именитого архитектора, а он на момент подачи конкурсного проекта являлся учеником в мастерской Кекушева.
В проекте Валькотта появляется главная архитектурная изюминка “Метрополя”- невесомые остекленные балконы- эркеры, чего еще никогда не было в русской архитектуре.
Волею судеб, позже Кекушев все-таки принял участие в проектировании, превратив центральный зал со стеклянным атриумом из театрального зала в ресторан.
Фасады и интерьеры «Метрополя» оформляли лучшие художники своего времени — Михаил Врубель, Николай Андреев, Сергей Чехонин, Александр Головин.
Отель открылся в январе 1905 года и произвел настоящий фурор среди москвичей. Горожане часами разглядывали майоликовые панно Врубеля и Головина, скульптурные фризы Андреева, декоративные вазы Ваулина, изогнутые решетки балконов и огромный стеклянный купол работы инженера Шухова. Его купол в “Метрополе” с секретом: над отелем мы видим купол, а оказавшись внутри-видим то, что казалось круглым - прямоугольным, а то, что виделось прозрачным оказывается ярким многоцветным расписным стеклом. Нижний купол был расписан в 1904 году Сергеем Чехониным и Татьяной Луганской и является беспрецедентным союзом искусства и инженерии.
Барельефы Андреева были восприняты как неслыханная дерзость и попрание всех норм: это была вереница полуодетых женщин, которые не были похожи на бесстрастные античные скульптуры, барельефы демонстрировали томную эротическую пластику модерна.
Главное украшение «Метрополя» — панно «Принцесса Грёза» - это переведенная в Абрамцевских мастерских в майолику картина Михаила Врубеля на сюжет пьесы Эдмона Ростана. Врубель долго и увлеченно работал над майоликой, и его мечтой было, “...чтобы вещь была вделана в стену в жилом доме и совершенно слилось со стенами и была бы одна”. Именно это чудо и произошло в “Метрополе”. Опять же, русское искусство такого не знало!
Помимо «Принцессы Грёзы» на фасаде «Метрополя» можно рассмотреть около десятка цветных панно разного размера. Большинство из них — работы Александра Головина и Сергея Чехонина (майолики «Жажда», «Жизнь», «Поклонение природе» и др.).
На уровне четвертого этажа здание опоясывает фриз «Времена года», созданный скульптором Николаем Андреевым. Под окнами и балконами четвертого этажа по всему фасаду проходит фраза Фридриха Ницше: «Опять старая история, когда выстроишь дом, поймешь, что научился кое-чему». После революции декор одного из фасадов гостиницы дополнился ленинской фразой: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала».
Уникальный и первый практически во всем “Метрополь” до сих пор стоит почти без изменений и принимает гостей, являясь не только гостиницей с увлекательной историей, но и музеем.
Читайте также:
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, там мы ежедневно рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.
#armos #архитектура #москва #модерн #достопримечательность #архитектурагорода #метрополь