Найти тему
Ирина Ковалева

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ТРАНСМОДАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Этот доклад я делала на симпозиуме «Трансмодальная субъектная аналитика и психотерапия территориальных проблем, событийности и суверенитета» в рамках Первого межконтинентального экстерриториального конгресса "Планета психотерапии 2022: Дети. Семья. Общество. Будущее". Здесь он изложен в более произвольной форме, чтобы быть понятным широкой аудитории.

Говоря о территории, мы не можем обойти стороной территорию личности человека, его внутренний мир. Ведь это та самая территория, на основе которой человек выстраивает свои взаимоотношения с прочими территориями, с территорией семьи, социальной, географической и т.д. Территория личности является базой, фундаментом, на котором строится все остальное. По этой причине работа с территорией внутреннего мира человека является важнейшим и основополагающим фактором решения проблем, в том числе проблем территорий межличностных, социальных и географических.

Одним из эффективных способов решения проблем личности является групповая трансмодальная субъектная психотерапия. Независимо от методики, используемой в групповой работе, будь то тренинг "резонанс" или «9 шагов к мандале», базовым инструментом проработки проблем является уникальный процесс восприятия и понимания участников групповой работы друг друга, который происходит на резонансной основе.

Ведь как мы привыкли объяснять процесс восприятия и понимания с точки зрения классической науки? Мы воспринимаем информацию вербально (декодируем слова и голосовые знаки) и невербально (считываем позы, жесты, мимику, внешний вид и т.д.). И то и другое восприятие может быть обусловлено субъективным прошлым опытом воспринимающего. То есть прошлый опыт человека руководит тем, как он воспримет информацию сегодня, поймет ли истинный смысл сказанного или интерпретирует его с искажением, вызванным прошлым опытом. Опыт этот может включать как фактически пережитые события, так и воспитание, влияние социального окружения и прочие факторы. В классических вариациях групповой работы общение участников группы строится по принципу кого назначил ведущий или кого выбрал сам участник, руководствуясь, опять-таки, субъективным выбором (кто рядом сидит, кто больше понравился, кто похож на меня и т.д.). При таком подходе участники группы рискуют просто слить друг на друга свои негативные переживания и проблемы, тем самым только усилив и без того имеющееся у собеседника напряжение.

Отличие групповой трансмодальной субъектной психотерапии от классической групповой работы состоит в использовании того самого резонанса. Что это за понятие такое – резонанс, и как он может повлиять на восприятие и понимание людьми друг друга и при этом еще и решить их проблемы? Понятие резонанса – это явление возрастания амплитуды колебаний под влиянием внешних воздействий, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой колебаний внешнего воздействия. В нашей работе мы говорим о схожем понятии психологического резонанса. Психологический резонанс позволяет отдельному человеку взаимодействовать со своим внутренним миром и внутренним миром другого человека, другими словами, психоэмоциональное состояние одного из собеседников в групповой работе совпадает с психоэмоциональным состоянием другого. При таком наложении частоты колебаний одного состояния на другое происходит усиление состояния в пространстве, что приводит к выбросу уникального смысла проблемы или ее решения из бессознательного в область сознательного. Другими словами, при таком усилении информация из информационного поля попадает в область сознательного внимания человека. Происходит выплеск так называемых знаний третьего порядка. Проясним что это такое.

Классификация знаний по порядкам была предложена Хохловой Л.П. в следующей интерпретации:

Знания первого порядка – это общедоступные знания, которые мы можем выучить, запомнить, заучить. Это знания, преподаваемые в школах, вузах, доступные в книгах и энциклопедиях.

Знания второго порядка – это знания рефлексивные, полученные самим человекам из его размышлений, анализа, проведенной рефлексии. Это знания, извлекаемые в ходе исследований, испытаний, научных изысканий, научные открытия.

Знания третьего порядка – это знания, уже находящиеся в информационном поле, но пока еще не доступные для анализа и рефлексии. Они просто есть как данность.

Именно к таким знаниям получают доступ участники групповой трансмодальной субъектной психотерапии посредством резонанса. Как это происходит на практике?

Например, в тренинге «Психологический Резонанс» в результате общения участников группы происходит резонанс с проблемой, резонанс с тем, что вызывает отрицательные эмоциональные реакции у клиентов (т.н. эмоциональный резонанс) и многомерный резонанс между всеми участниками психотерапевтического процесса. Работа строится по принципу диалога между участниками группы. В самых различных направлениях групповой психотерапии выбор собеседника делается прямой, т.е. участники группового процесса напрямую выбирают мать, отца, начальника и др.персон (если это, например, расстановки). В трансмодальной субъектной психотерапии выбор не прямой, а через резонанс с холодайном проблемы.

_______________________________________________________________________

Холодайн -это энерго-информационная мета-структура, живая мыслеформа, обладающая резонансными частотами. Мысле-образ проблемы, построеный на основе чувств, испытваемых человеком по отношению к проблеме или раздражающему лицу. Именно чувства являются дверцей к осознанию мысле-образа проблемы - холодайна - который обладает уникальными резонансными частотой и амплитудой.

_________________________________________________________________________

В отличие от классических подходов, участники трансмодальной групповой работы выбирают своих собеседников по принципу все того же резонанса, либо выбирая с закрытыми глазами наугад, либо вытаскивая листочки с именами других участников. Определив холодайн проблемы, выбирается собеседник, резонирующий именно с этим холодайном проблемы. Таким образом нивелируется субъективность в выборе, но при этом обеспечивается выбор именно того собеседника, который резонирует с проблемой заявляющего или с его эмоциональным состоянием, если работа ведется с "раздражителем".

Сам диалог выстраивается по принципу треугольника. За основу был взят треугольник Карпмана, где по углам располагаются жертва, злодей и судья или спасатель. Но в трансмодальном треугольнике восприятие происходит на уровне резонанса, что позволяет участникам процесса выйти из обозначенных позиций и занять новые. Так, вместо позиции жертвы, участник попадает в позицию ученика, вместо позиции злодея – в позицию учителя, а вместо позиции спасателя или судьи – в позицию тренера.

Беседуя по своей проблеме, участник в качестве ученика беседует с тренером. То есть собеседник участника как бы тренирует ученика смотреть на проблему шире, тренер делится своим опытом. Такой диалог является диалогом соратников, построенный по принципу подобия.

Беседуя с собеседником как с раздражителем, участник в качестве ученика ведет беседу с учителем. Учитель раскрывает для ученика смысл урока, объясняет свои поступки и поведение, что позволяет ученику посмотреть на раздражителя как бы изнутри. При этом в обоих беседах участники следят за своим физическим состоянием и отмечают реакции в теле для обнаружения того самого резонанса, свидетельствующего о том, что достигнуто сопряжение состояний собеседников и произошел семантический (смысловой) всплеск в информационном поле, в бессознательном.

-2

На следующем этапе тренинг «Психологический Резонанс» предлагает участникам исследовать картины своего бессознательного. Каждый участник придумывает картину и далее исследует ее с точки зрения холодайнов (мысле-образов) своих проблем и раздражителей, погружаясь в картину три раза: 1 – как сам участник, 2 – как холодайн или живой мысле-образ самого себя, то есть представляет себя в виде образа, 3 – как нечто абстрактное и непонятное.

Тем самым обеспечивается новый сензетивный статус наблюдателя. Участники группы начинают наблюдать свои проблемы и эмоциональные состояния со стороны, не погружаясь в них напрямую, а изучая их со стороны, при чем под тремя разными углами. Что дает возможность участникам анализировать самим свои проблемы и состояния и занимать позицию наблюдателя или так называемого метафизического нуля, не впадая, не проваливаясь в эмоции.

В ходе работы выстраивается своеобразная матрица, где каждый участник связан с другими резонансом, при этом матрица, задает вектор резонансного движения как для каждого отдельного участника, так и для всей группы в целом, как вычислительная мышина выдает решение проблемы из информационного поля и дает ментальную опору для каждого участника в виде холодайнов. Благодаря установлению коммуникаций особого порядка в групповом процессе, построенных на принципе резонанса, участники развивают интуитивно-чувственное восприятие реальности разного уровня, что недоступно в обыденной жизни.

Именно в позиции такого наблюдателя обеспечивается доступ к знаниям третьего порядка, к готовому решению проблемы, уже существующему и ждущему своего обнаружения и раскрытия. Такой резонанс можно почувствовать, ощутить на физическом уровне как «мурашки по телу», или шевеление волос на теле, другие необычные ощущения в теле. Обращая в ходе работы внимание на СВОИ ощущения в теле, участник концентрируется именно на своей проблеме, таким образом не происходит усиления напряжения за счет т.н. «слива» негативной информации другим собеседником. Человек сосредоточен на своей проблеме, замечает свой собственный резонанс и таким образом получает доступ к решению своей собственной проблемы. Таким образом, происходит переход на совершенно иной уровень восприятия и понимания как самой проблемы, так и получаемой информации. Субъект уже не ориентируется на свой субъективный прошлый опыт, а сосредотачивается на резонансах, на интуитивно-чувственном восприятии мира и информаци, наблюдает за собственным состоянием и состоянием своего внутреннего мира.

Решая свою проблему в группе посредством качественно нового процесса понимания и восприятия, человек гармонизирует и совершенствует свой внутренний мир, тем самым заботясь о территории своей личности.