Моя старая рецензия на первый сезон "попаданческого" сериала "Обратная сторона Луны". Сериал «Обратная сторона Луны», ставший самым громким телесобытием осени, вернул к голубым экранам сорокалетних и едва не заклеймил эскапизм, но вовремя одумался.
На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая - если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий – телепремьера осени завершилась, и можно делать выводы. Вывод напрашивается только один – так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.
Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала "Life on Mars" ("Жизнь на Марсе"). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версию, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они, конечно же, кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка – сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого, если не голопопого, детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное, сермяжное и посконное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью - от схемы «легализации» в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты – преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии – просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае – предельно вольную «вариацию на тему».
Более того - и в этом было второе разочарование – вариация оказалась «с обратным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. «Жизнь на Марсе» была своеобразным британским парафразом фильма «Место встречи изменить нельзя». Совершив скачок во времени, детектив Тайлер быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года – это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а и при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».
У нас же все происходит с точностью до наоборот. И не только потому, что сериал про Жеглова и Шарапова мы успели снять еще в те самые 70-е. И даже не потому, что объективно с точки зрения криминальной статистики 70-е были не в пример более «травоядными» временами, вот и пришлось создателям снимать не в пандан к первоисточнику, а в разрез к нему. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.
Но посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым, в общем-то, месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее, и, как уже говорилось, обманет ожидания зрителей еще не раз.
Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки – исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации, украшательстве, соглашательстве и примиренчестве, дежурно вспомнить «Кубанских казаков» и поставить гневную точку. Но не тут-то было.
Хитрые авторы фильма, почуяв, что рыба с крючка снимается, тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет. Ненавидящий выкрик мальчишки на велосипеде: «Мильтон!!!» запускает процесс, отрезвление нарастает, и несколько серий спустя очарованный герой уже идет на преступление, самолично уничтожая вещественные доказательства чтобы прикрыть несчастного человека от равнодушного Молоха государства.
Самое занятное – что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Сценарий – редкого качества, диалоги – абсолютно живые, интрига держится мастерски и не отпускает ни на минуту, режиссерская работа просто отличная, оператора явно не надо учить, с какой стороны смотреть в камеру, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. Конечно, примеров того, как талантливый исполнитель главной роли вытаскивает заурядную, в общем-то, работу, можно вспомнить изрядно – «Глухарь» свидетель. Но «Обратная сторона Луны» - это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности просто пугает убедительностью.
Одно только считывание «пасхальных яиц» способно свести с ума – да вы рехнулись, где вы предлагаете искать постмодернистские отсылки – в сериальной продукции Первого канала? Тем не менее, факт остается фактом – количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем – еще большая редкость – создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, и своей начитанностью/насмотренностью никому в лицо не тычут, не отпугивая ни один сегмент аудитории. Считал ты привет нолановскому «Началу» в сцене с винтажной юлой – молодец. В курсе, о чем пастернаковская «Сказка», четверостишие из которой рефреном проходит через весь сериал – рады за тебя. Нет? Ничего, страшного, посмотри, как школьнику Филе Киркорову диск Аллы Пугачевой подарят.
Понять, каким образом столь редкий зверь забрел на оккупированную грубыми поделками территорию Первого канала, в общем-то нетрудно. Константин Эрнст упорно не оставляет мысли разбавить пенсионную в массе своей аудиторию канала, если не внуками, то хотя бы их кредитоспособными детьми. Отсюда и закупка культовых западных сериалов вроде «Californication» (правда, ставить их все равно приходится на ночное время за отсутствием аудитории), и неоднократные попытки адаптировать их же - вроде печально памятного создания русской версию Prison Break. Чудовищное страхолюдство нарождающихся раз за разом нежизнеспособных гомункулусов наконец-то привело телемагнатов к нехитрому, в общем-то, выводу: экранизировать западные драматические сериалы (а не ситкомы – профессиональная адаптация шуток в чести всегда) – бесполезно. Продвинутый зритель давно уже оскоромился чем-то слаще морковки, и на нехитрую перелицовку не клюет, разумно предпочитая оригинал.
«Обратная сторона Луны» - едва ли не первая попытка признать таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей, и отпустить им поводья – пусть сами выносят. Первая – и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», совершил невозможное – не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.
Все это слишком хорошо, чтобы быть правдой. И действительно – вскоре приходит очередное отрезвление. Ближе к середине сериал ощутимо «провисает», магистральный сюжет теряет развитие и начинает топтаться на месте по методу школы Соломона Кляра: «два шага налево, два шага направо». Полное впечатление, что самовольного сценариста продюсеры наконец-то поймали и заставили «отрабатывать формат», добивая количество серий до нужного рекламному отделу. Тот, впрочем, в долгу не остался и включил «итальянского забастовщика» - герои вдруг переходят на привычный для сериалов казенно-штампованный язык (монолог Алисы в ресторане без содрогания слушать невозможно), юмор из ненавязчивого становится пошло-агрессивным, а неуклюжесть милых поначалу гэгов о нечаянных встречах со знаменитостями в стиле «Форреста Гампа» доводит до неловкости даже лояльного зрителя.
И вот это вот явное неумение согласовать творческую и коммерческую составляющую проекта и дает нам ключ к пониманию - почему «Обратная сторона Луны» получилась такой, какой получилась.
Английский сериал был очень цельным и однородным – все ружья стрельнули залпом, все концы свели воедино сплелись в единый узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, кое-где торчат концы той самой нитки, которой все сметали на живую, а финал по традиции невнятно скомкали.
Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше – в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны, вот создателям сериала остается лишь резвиться в рамках общепризнанных постулатов.
У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина – за Жеглова. Для одних Советский Союз – потерянный рай, для других – ад на земле. Социологи может быть когда-нибудь и объяснят – почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически – так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше – в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут. Ну и вот вам попаданец не в книжке, а на экране, ловите!
Вот только с выводами съемочная группа не угадала, говорили же вам – опасно этих творческих личностей на волю отпускать. Капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал, не порадев ни той, ни другой стороне. Ни Горбачева не замочил там где встретил, ни Ходорковскому не растолковал, что это за «почти» изменит его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый, в общем-то, постулат о том, что история не имеет сослагательного направления. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти…», и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х. Понятно, что жить прошлым проще и удобнее, вот только перспективы сомнительны.
И, конечно же, настоящим финалом «Обратной стороны Луны» должен был быть монолог темного альтер-эго капитана Соловьева, маньяка Рыжего: «Ты – ТАМ - умираешь, но мозг пока еще живет, что-то себе сочиняет. Он пытается придумать мир, в котором ты можешь жить. Где у тебя есть дело! Чувства! Это - не настоящее прошлое. Оно такое, каким ты его хочешь видеть. Все вокруг - мир, созданный из твоих детских воспоминаний».
Эта версия финала объясняет все. И «светозарность» мира, в котором очнулся наш путешественник (кто же помнит свое детство мрачным, серым, унылым и скучным?) и даже хронологические ляпы в фильме, которые поклонники уже утомились считать. В самом деле – многие ли из нас вспомнят сразу, когда в СССР появился кубик Рубика или Вячеслав Добрынин написал песню «Большая медведица»? Да, и то, и другое случилось несколько позже 1979 года, но важно ли это? Главное – что в твоем детстве они присутствовали, почему бы им и не появится в выдуманном мире?
Но эта версия, судя по всему, не устроила никого. Эскапистов она лишает сладких мечтаний, а продюсеров – возможности продолжать успешно стартовавшую франшизу. Поэтому финал, похоже, перекроили: говорили же вам – мы не умеем договариваться даже в малом. Поэтому капитан Соловьев еще полторы серии бегал, ездил и стрелял, бил КГБ-шников, милиционеров и случайных прохожих, спасал любимую и добивал, но, конечно же, не добил маньяка. И все для того, чтобы в будущем на больничной койке в его теле очнулся не он, а его отец образца 1979-го. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел в стиле «Потерянный рай», и эта хронологическая перестановка в дилогии Джона Мильтона – очередное свидетельство того, как мы любим все переворачивать с ног на голову.
И только самые чуткие поклонники сериала расслышали в финале за стрельбой, визгом тормозных колодок и криками негромкий голос другого хорошего сценариста:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места…
___________________
Подписывайтесь на мой канал "Читать книги", и спасибо, что дочитали.
Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "Куда идем мы" - https://author.today/reader/128812/1029703.
Это роман-римейк великого китайского романа "Путешествие на Запад".
Это четверо отмороженных придурков, с боями пробивающиеся на запад, причем самый низкоуровневый едет верхом на пятом члене этой компании, вполне себе разумном.
Еще в этой книге есть драчливые демоны и похотливые демонессы, троллинг и булинг, юмор и дружеские подколки, серьезные косяки и принцип стоять друг за друга насмерть как руководство к действию.
Если вам понравится - я буду рад.