Найти тему
AR.MOSCOW

Курский вокзал

Друзья, рассказывая об эклектике, мы затронули тему московской железнодорожной архитектуры - Ярославский вокзал является ярким представителем этого стиля:

А сегодня в рубрике #москвоведение хотим вас поближе познакомить с историей Курского вокзала.

Курский вокзал, 1970-е, фото Наума Грановского - главного архитектурного фотографа СССР.
Курский вокзал, 1970-е, фото Наума Грановского - главного архитектурного фотографа СССР.

Сейчас в огромной застекленной серой коробке с гофрированным козырьком сложно рассмотреть старый Курский вокзал 19 века с колоннами и лепниной. Но тем не менее он там есть - при реконструкции историческое здание вошло в состав нового, потеряв только “городской” фасад. Его объемы и декор хорошо видны со стороны железнодорожных путей, а внутреннее убранство сохранилось в одном из залов ожидания.

VIP-зал ожидания на Курском вокзале
VIP-зал ожидания на Курском вокзале

Первое деревянное здание Курского вокзала было построено в 1866 году, примерно в 300 м к северу от современного, между бывшими Большим и Малым Никольскими переулками.

-4

Тот вокзал был одноэтажным, на каменном фундаменте, с каменной центральной частью и деревянными крыльями.

Первое деревянное здание Курского вокзала
Первое деревянное здание Курского вокзала

К концу 19 столетия Московско-Курская железная дорога была объединена с Московско-Нижегородской и Муромской железной дорогой, и в 1894 году для объединённой железной дороги было начато строительство нового вокзала. Проект нового здания Курского вокзала подготовил архитектор Николай Иванович Орлов, построивший также дом правления Московско-Курской дороги и вокзал в подмосковном Подольске.

Фото 1900-х годов
Фото 1900-х годов

О белокаменном вокзале восторженно отзывалась пресса, критики отмечали, что Москва может гордиться этим прекрасным зданием. Строение было удобным, просторным и светлым, основные залы с двумя ярусами оконных проемов по вечерам освещались стеклянными фонарями. Центральную часть фасада подчеркивали две изящные башенки, главный вход в здание выделялся большим двухколонным портиком.

-7

На первом этаже располагались пассажирские залы – общий для I и II классов занимал левую часть здания и отдельный зал III класса находился в правом крыле, по центру располагался багажный зал. Второй этаж был предназначен для служебных помещений. Позади вокзала были построены три пассажирские платформы, покрытые металлическими навесами. Перед вокзалом была организована обширная площадь со сквером посередине.

Фото 1910-х годов
Фото 1910-х годов

В 1930-х годах была задумана реконструкция Курского вокзала, и для выбора проекта провели международный и всесоюзный конкурсы. Большая часть вариантов сохраняла расположение основного здания вокзала сбоку от железнодорожных путей, над которыми строились распределительные залы и мостики для выхода на платформы.

Яркое и необычное решение вокзала под девизом «комплекс семи видов транспорта» предложил архитектор И.Г. Явейн. Согласно его проекту, вокзал располагался над железнодорожными путями.

-9
-10

Среди конкурсных проектов была заявка архитектора Ивана Фомина, предложившего поднять уровень земли под вокзалом, а над путями перекинуть огромную арку с полупрозрачными сводами.

Проект Курского вокзала И.Фомина, 1933 г.
Проект Курского вокзала И.Фомина, 1933 г.

Несколько проектов предполагали полный снос старого здания, но в итоге не были реализованы, в 1938 г. вокзал был лишь отреставрирован снаружи под руководством Г.И. Волошинова.

Курский вокзал в 1960-х
Курский вокзал в 1960-х

В начале 1970-х Волошинов всё же провёл радикальную реконструкцию здания при участии молодых архитекторов. Орловский дворец как бы “оброс” оболочкой в виде 200-метрового остеклённого фасада, расчерченного сеткой алюминиевых рам, и складчатой крыши с козырьком-гигантом. Исчезли две башенки и входной портик, двухсветные залы разделились на разные этажи бетонными перекрытиями, появилось новое крыло для пригородных электропоездов. По признанию Волошинова, в работе его вдохновил вокзал Термини в Риме, который сами римляне называют "динозавром". Кстати, реконструкцию проводили так, что движение поездов не прекращалось и вокзал продолжать исполнять свои функции, его аккуратно отстраивали по частям.

Вокзал Термини в Риме, 1950 год
Вокзал Термини в Риме, 1950 год
1890 год, старое здание вокзала Термини в Риме, было снесено в 1942 году
1890 год, старое здание вокзала Термини в Риме, было снесено в 1942 году

Вокзал стал крупнейшим в Москве. В его просторных помещениях были запущены эскалаторы, открыты кафе и магазины. Появились удобные тоннели, на платформу и в залы ожидания можно попасть практически сразу из вагона метро. И теперь получается, что современный Курский вокзал пассажиры практически не видят и не знают - для большинства это всего лишь огромный бетонный зал и лабиринты подземных пешеходных тоннелей.

1973 год
1973 год

В 1990-е прямо перед вокзалом возвели массивное здание торгового центра, построенного без учета архитектурного образа вокзала. Тогда исчезла привокзальная площадь.

Так, постепенно вместе с историческим зданием уходила целая эпоха, в которой Курский вокзал - важная точка не только на карте города, но и на карте судеб, пусть иногда и выдуманных. Отсюда Ленин уезжал в сибирскую ссылку в 1887 г., о чем напоминает мемориальная доска. С Курского вокзала начинает свое путешествие Веня из знаменитой поэмы “Москва-Петушки”.

1956-1960 гг.
1956-1960 гг.

В наших детских воспоминаниях Курский вокзал - это огромная летняя толчея народа, запах тепловоза и поездка к бабушке, а в ваших?

Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также: