Аккумулятор собирается из шести секций или банок, состоящих из свинцовых пластин, электролита. Если батарея обслуживаемая, они могут открываться, если нет — запаяны намертво. Каждая банка вырабатывает 2,1–2,2 В, что дает в сумме нужные нам 12,6–12,8 В. Если хотя бы одна секция перестает давать напряжение, общий показатель падает. В таком случае мотор перестает заводиться. Поэтому специалисты 1AK.BY решили разобраться с вопросом, как узнать, что замкнула банка аккумулятора, и что с этим делать.
Как понять, что произошло замыкание?
Начнем с того, что замыканием называют процесс, когда пластины с разным зарядом соприкасаются. Такое становится возможным, когда пластины осыпаются, образуя на дне подобие перемычки. В этот момент происходит замыкание. А определить его можно по нескольким характерным признакам.
- Напряжение бортовой сети упало
Если вы садитесь в машину и замечаете, что напряжение бортовой сети уже 10,5 В вместо 12,6 В, высока вероятность замыкания. Особенно если вы точно помните, что вчера отключили все электроприборы, поэтому аккумулятор просто не мог выработать весь заряд. Если разделить 10,5 на 2,13 (напряжение одной ячейки), мы получим число 5. Что подтверждает выход из строя одной рабочей секции.
- Ячейка стала «закипать»
Такое можно увидеть, когда перед зарядкой мы проводим диагностику. Под нагрузкой ячейка начинает активно «газовать». И чем интенсивнее это газообразование, тем выше риск, что замыкание быстро «съест» заряд всей батареи. Игнорировать такой симптом не стоит.
- Падает напряжение под нагрузкой
Иногда напряжение бортовой сети ниже нормы не является признаком замыкания. Однако вы можете уточнить этот момент. Нагрузите АКБ и если увидите, что напряжение падает под нагрузкой до 6 В, сомневаться не приходится. Это тоже признак, что замкнула банка АКБ.
- Закипает при работе
Если аккумулятор закипает во время зарядки или работы, это показательно и не соответствует норме.
- Появился резкий запах
Зарядка идет, показатели еще не достигли своих граничных значений, а батарея начинает неприятно пахнуть сероводородом.
- Секция перегревается
При заряде вся конструкция имеет нормальную температуру, но одна секция горячая, как кипяток.
- Ток максимальный, а напряжение изменяется
Если пробки запаяны, и вы не можете заглянуть под крышку, смотрите на показатель напряжения. Когда мы заряжаем АКБ, считается нормальным, если есть незначительный откат по напряжению. Это значит, что сульфаты уходят с пластин, открывая новые площадки активной массы.
Но откат должен остановиться, а напряжение снова пойти в рост. Если этого не происходит, а падение идет скачками, это еще один признак замыкания. Значение тока при этом не меняется.
- Напряжение стремительно падает
Вы только что завершили подзарядку, достигли нужных показателей напряжения. Но стоит только отключиться от ЗУ, как показатель напряжения резко снижается до 10,5 В.
- Плотность снижена
Если во время заряда и после него плотность одной из банок остается низкой, высока вероятность замыкания. Особенно если разница большая — гораздо выше 0,02 единицы.
- Тестер советует замену
Еще один способ, как проверить, что замкнул аккумулятор, — воспользоваться тестером. Обычно тестер рекомендует замену, когда напряжение опускается до 10,5 В, а уровень SOC/SOH приближается к 0, сопротивление большое. Но чтобы не делать скоропалительных выводов, рекомендуем отключить АКБ от сети и через 8 часов провести замеры снова.
Для справки! Чем больше признаков, тем меньше сомнений в том, что замыкание произошло.
Почему это происходит?
Есть несколько основных причин, почему возникает замыкание:
- Заводской брак. Такое случается, но довольно редко. Особенно если вы покупаете АКБ у проверенных производителей. И все-таки этот случай относится к числу гарантийных.
- Механический удар. Обычно происходит во время ДТП, когда от удара пластины смещаются.
- Постоянный перезаряд или недозаряд. Самая распространенная причина. Недозаряд происходит из-за недосмотра владельца, а перезаряд — из-за неполадок с генератором, диодным мостом, регулятором напряжения.
Что делать, если аккумулятор замкнут и не работает?
У вас два варианта: отправить АКБ на утилизацию или попытаться восстановить ее. Последнее не рекомендуется. Особенно если вы собираетесь работать не в мастерской и не имеете соответствующего оборудования. Однако возможность восстановления все же существует.
Практика показывает, что замыкание пластин — не смертный приговор. Однако восстанавливать банку категорически запрещается, если корпус имеет повреждения. В остальных случаях нужно действовать последовательно:
- находим банку, которая перестала работать;
- сливаем электролит из банки с помощью шприца;
- отрезаем участок пластика, чтобы достать пластины;
- отсоединяем перемычки между секциями — можно обрезать;
- вынимаем пластины, промываем под проточной водой, чтобы удалить даже малейшие капли электролита;
- изучаем состояние — если причина в осадке, нужно промыть со дна весь налет;
- опускаем пластины на место, заливаем электролит, закрываем корпус пластиковой крышкой, запаиваем, чтобы АКБ снова стала герметичной;
- заряжаем восстановленную аккумуляторную батарею.
Замыкание пластин не всегда «убивает» батарею. Однако восстанавливать источник питания может быть довольно опасно. Даже если вы знаете, как восстановить замкнувшую банку аккумулятора автомобиля. Если вы не уверены в причине поломки или в том, что сможете починить конструкцию, лучше сдать АКБ в утиль и приобрести новую.
Купить новую аккумуляторную батарею, Вы можете в торговой сети "Первая аккумуляторная компания" или на сайте 1AK.by. Также, в торговой сети вы можете воспользоваться услугой диагностики АКБ!
#1ak #1ak.by #первая аккумуляторная компания #акб #аккумуляторнаябатарея #аккумуляторы #клеммы #автомобиль #автолайфхаки #автомобильнаяистория