Найти тему
AR.MOSCOW

Московские здания в стиле эклектика

Оглавление
Городская усадьба Берга
Городская усадьба Берга

Друзья, в статье про эклектику нам конечно же не удалось охватить все примеры столичных строений. Сегодня будем наверстывать упущенное и поближе познакомимся с несколькими интересным архитектурным объектами в эклектичном стиле.

Городская усадьба Берга

Главный дом городской усадьбы С.П. Берга в Денежном переулке
Дата съемки: 1900-е
Главный дом городской усадьбы С.П. Берга в Денежном переулке Дата съемки: 1900-е

Величественный особняк, расположенные в тихом Денежном переулке, был построен в 1897 г. по проекту архитектора Петра Бойцова, яркого представителя эклектизма. Заказчиком постройки был миллионер,  потомственный дворянин, владелец горных и текстильных заводов Сергей Павлович Берг, которого называли “второй Демидов”.

Среди других построек квартала дом выделяется своим удивительным внешним видом, сочетающим готику и барокко. Он напоминает итальянские и французские городские дворцы. Рустованный фасад сочетается с обилием скульптурного декора, а барочные завитки гармонируют с элементами классики - колоннами и лепными гербами.

-3

За особняком находится большой сад с лабиринтом дорожек, фонтаном и беседками в мавританском стиле. В настоящее время особняк занимает посольство Италии в России. Какое-то время в вестибюле каждого входящего встречал бюст Данте, на щеке у которого сидела… муха! Любопытно, что по-итальянски mosca одновременно значит и муха, и Москва. До нашего времени сохранились пышные интерьеры усадьбы (а надо отметить, что интерьеры в эклектике играли очень важную роль), которые считались самыми изысканными и богатыми в Москве.

Интерьеры усадьбы Берга
Интерьеры усадьбы Берга

Каждая комната это произведение искусства в своем уникальном и неповторимом стиле: роскошный парадный зал в стиле барокко, красная гостиная в стиле рококо с золотой лепниной и потолочной фреской с цветами и павлинами, спальня, сочетающая ар-нуво с псевдояпонским стилем, центральный холл и верхние жилые помещения в духе средневековья.

Красная гостиная усадьбы Берга
Красная гостиная усадьбы Берга
Бальный зал усадьбы Берга
Бальный зал усадьбы Берга

При том особняк стал одним из первых московских домов, где был установлен дверной звонок и проведено электричество. Владимир Гиляровский пишет, что что первый московский “электрический бал” был именно в этом доме. Бойцову удалось создать шедевр, где совершенно разные стили гармонично дополняют друг друга.

Гостиница Националь

Вид на гостиницу «Националь», 1907 год
Вид на гостиницу «Националь», 1907 год

В старину на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, в середине 1890-х годов здесь находился трактир «Балаклава», популярный среди торговцев с Охотного ряда. Роскошная по тому времени гостиница «Национальная» была построена на этом месте в 1903 г. по проекту архитектора Александра Иванова, к тому времени уже хорошо известного в Москве, построившего здание конторы Товарищества Тверской мануфактуры Морозовых на Варварке и дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Фасады здания выполнены в нескольких стилях, сочетающих сочетающих модерн, неоренессанс с неоклассицизмом.

Гостиница «Националь», 1935 год
Гостиница «Националь», 1935 год

В отделке использованы природный камень и керамическая плитка, лепнина и гладкая штукатурка.

Центральная часть фасада, 1980-е
Центральная часть фасада, 1980-е

Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на керамическом заводе «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему.

Советское панно на угловом аттике гостиницы, 2014 год
Советское панно на угловом аттике гостиницы, 2014 год

На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами. Интерьеры поражали своей роскошью и великолепием: мозаичные полы, роспись потолков, огромные витражные окна, мраморные лестницы, фигуры атлантов возле входа в лифты, выполненная по специальному заказу мебель из ценных пород дерева в номерах.

Интерьеры гостиницы "Националь"
Интерьеры гостиницы "Националь"

Говоря о гостинице нужно упомянуть и знаменитый гостиничный ресторан - долгие годы он был излюбленным местом светского времяпрепровождения среди интеллигенции и богемы. Считается, что художник Андрей Иогансон сидя в этом ресторане, набросал вид гостиницы “Москва”, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».

На этикетке водки Столичной возможно изображен вид на гостиницу «Москва» из ресторана гостиницы "Националь"
На этикетке водки Столичной возможно изображен вид на гостиницу «Москва» из ресторана гостиницы "Националь"

Ярославский вокзал

Перестроенное Фёдором Шехтелем здание Ярославского вокзала, XX век
Перестроенное Фёдором Шехтелем здание Ярославского вокзала, XX век

История возникновения Ярославского вокзала начинается с 1862 года. В этот год открылась железная дорога Москва — Сергиев Посад. Первое здание было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина.

Первое здание Ярославского вокзала. Чертёж Романа Кузьмина, 1862 год
Первое здание Ярославского вокзала. Чертёж Романа Кузьмина, 1862 год

Он создал небольшое двухэтажное п-образное здание со строгими архитектурными формами. Вокзал имел тупиковую организацию и получил название Троицкий. К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский. Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Автором нового архитектурного замысла в неорусском стиле стал Фёдор Шехтель.

Ярославский вокзал, проект Шехтеля.
Ярославский вокзал, проект Шехтеля.

Шехтель сохранил часть корпуса Кузьмина, расширив пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади (ныне Космомольская) и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы: железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года. Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж был отведен под кабинеты членов правления дороги, там же обустроили зал заседаний. Планировка обновлённого вокзала была схожа с прежней, при этом Шехтелю удалось искусно организовать пространство и разместить большой вестибюль с кассами, просторные залы для пассажиров, а также оборудовать удобные выходы к платформам. Авторский интерьер вестибюлей замечательным образом контрастировал со сказочным внешним видом здания — он был решен в строгих и лаконичных формах и дополнен масштабными живописными панно Константина Коровина.

Интерьер вестибюля Ярославского вокзала в Москве Арх.: Ф. О. Шехтель Фотография 1904 года
Интерьер вестибюля Ярославского вокзала в Москве Арх.: Ф. О. Шехтель Фотография 1904 года

Ярославский вокзал являлся отправной точкой из Москвы на Север. Шехтель понимал значение дороги как связующего звена центра с окраинами северных земель. Он отразил это понимание в виде таких архитектурных решений как барельефы на фасаде здания, где изображены народы Севера и его фауна.

Константин Коровин. Керамический декор Ярославского вокзала.
Константин Коровин. Керамический декор Ярославского вокзала.
Константин Коровин. Панно Северное сияние из вестибюля Ярославского вокзала. Оригинал хранятся в Третьяковской галерее, его заменяет копия.
Константин Коровин. Панно Северное сияние из вестибюля Ярославского вокзала. Оригинал хранятся в Третьяковской галерее, его заменяет копия.

Вот такими замечательным шедеврами эклектики украшена Москва. А какое здание вам показалось самым интересным?

Читайте также:

Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, там мы ежедневно рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

#armos #архитектура #москва #эклектика #достопримечательность #архитектурагорода #столица