Друзья, в статье про эклектику нам конечно же не удалось охватить все примеры столичных строений. Сегодня будем наверстывать упущенное и поближе познакомимся с несколькими интересным архитектурным объектами в эклектичном стиле.
Городская усадьба Берга
Величественный особняк, расположенные в тихом Денежном переулке, был построен в 1897 г. по проекту архитектора Петра Бойцова, яркого представителя эклектизма. Заказчиком постройки был миллионер, потомственный дворянин, владелец горных и текстильных заводов Сергей Павлович Берг, которого называли “второй Демидов”.
Среди других построек квартала дом выделяется своим удивительным внешним видом, сочетающим готику и барокко. Он напоминает итальянские и французские городские дворцы. Рустованный фасад сочетается с обилием скульптурного декора, а барочные завитки гармонируют с элементами классики - колоннами и лепными гербами.
За особняком находится большой сад с лабиринтом дорожек, фонтаном и беседками в мавританском стиле. В настоящее время особняк занимает посольство Италии в России. Какое-то время в вестибюле каждого входящего встречал бюст Данте, на щеке у которого сидела… муха! Любопытно, что по-итальянски mosca одновременно значит и муха, и Москва. До нашего времени сохранились пышные интерьеры усадьбы (а надо отметить, что интерьеры в эклектике играли очень важную роль), которые считались самыми изысканными и богатыми в Москве.
Каждая комната это произведение искусства в своем уникальном и неповторимом стиле: роскошный парадный зал в стиле барокко, красная гостиная в стиле рококо с золотой лепниной и потолочной фреской с цветами и павлинами, спальня, сочетающая ар-нуво с псевдояпонским стилем, центральный холл и верхние жилые помещения в духе средневековья.
При том особняк стал одним из первых московских домов, где был установлен дверной звонок и проведено электричество. Владимир Гиляровский пишет, что что первый московский “электрический бал” был именно в этом доме. Бойцову удалось создать шедевр, где совершенно разные стили гармонично дополняют друг друга.
Гостиница Националь
В старину на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, в середине 1890-х годов здесь находился трактир «Балаклава», популярный среди торговцев с Охотного ряда. Роскошная по тому времени гостиница «Национальная» была построена на этом месте в 1903 г. по проекту архитектора Александра Иванова, к тому времени уже хорошо известного в Москве, построившего здание конторы Товарищества Тверской мануфактуры Морозовых на Варварке и дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Фасады здания выполнены в нескольких стилях, сочетающих сочетающих модерн, неоренессанс с неоклассицизмом.
В отделке использованы природный камень и керамическая плитка, лепнина и гладкая штукатурка.
Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на керамическом заводе «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему.
На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами. Интерьеры поражали своей роскошью и великолепием: мозаичные полы, роспись потолков, огромные витражные окна, мраморные лестницы, фигуры атлантов возле входа в лифты, выполненная по специальному заказу мебель из ценных пород дерева в номерах.
Говоря о гостинице нужно упомянуть и знаменитый гостиничный ресторан - долгие годы он был излюбленным местом светского времяпрепровождения среди интеллигенции и богемы. Считается, что художник Андрей Иогансон сидя в этом ресторане, набросал вид гостиницы “Москва”, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».
Ярославский вокзал
История возникновения Ярославского вокзала начинается с 1862 года. В этот год открылась железная дорога Москва — Сергиев Посад. Первое здание было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина.
Он создал небольшое двухэтажное п-образное здание со строгими архитектурными формами. Вокзал имел тупиковую организацию и получил название Троицкий. К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский. Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Автором нового архитектурного замысла в неорусском стиле стал Фёдор Шехтель.
Шехтель сохранил часть корпуса Кузьмина, расширив пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади (ныне Космомольская) и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы: железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года. Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж был отведен под кабинеты членов правления дороги, там же обустроили зал заседаний. Планировка обновлённого вокзала была схожа с прежней, при этом Шехтелю удалось искусно организовать пространство и разместить большой вестибюль с кассами, просторные залы для пассажиров, а также оборудовать удобные выходы к платформам. Авторский интерьер вестибюлей замечательным образом контрастировал со сказочным внешним видом здания — он был решен в строгих и лаконичных формах и дополнен масштабными живописными панно Константина Коровина.
Ярославский вокзал являлся отправной точкой из Москвы на Север. Шехтель понимал значение дороги как связующего звена центра с окраинами северных земель. Он отразил это понимание в виде таких архитектурных решений как барельефы на фасаде здания, где изображены народы Севера и его фауна.
Вот такими замечательным шедеврами эклектики украшена Москва. А какое здание вам показалось самым интересным?
Читайте также:
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, там мы ежедневно рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.
#armos #архитектура #москва #эклектика #достопримечательность #архитектурагорода #столица