Фидель Кастро осматривает шалаш и «рабочий кабинет» Ленина в Разливе. 1963 год
В ночь с 9 на 10 июля (c 22 на 23 нового стиля) 1917 года В.И. Ленин, скрываясь от ареста, перебрался в Разлив под видом косца. Он укрылся от властей в легендарном шалаше возле станции Разлив. «В шалаше, — писал товарищ Ленина по этому последнему подполью Григорий Зиновьев, — мы сразу почувствовали себя спокойнее. Жизнь стала «налаживаться». Кругом версты на две ни одного человека... Усталый и измученный работой и передрягами, В.И. первую пару дней прямо наслаждался невольным отдыхом... Он делал прогулки, ходил купаться на Разлив, лежал на солнышке». По вечерам они пекли картошку в золе костра у шалаша.
«Первые дни В. И. не читал газет вовсе или прочитывал только политическую передовицу в «Речи»... Такое море лжи и клеветы не выливалось ни на одного человека в мире. О «шпионстве» Ленина, об его связи с германским генеральным штабом, о полученных им деньгах и т.п. печаталось в прозе, в стихах, в рисунках и т.д.
— Не надо портить себе нервы, — говорил Ильич. — Не стоит читать этих газет, пойдём лучше купаться.
Зелёный кабинет Ленина в Разливе
Я не выдерживал и время от времени всё же заглядывал в приносившиеся нам газеты, затем рассказывал о содержавшемся в них фантастическом враньё Владимиру Ильичу. Он отвечал: чем больше вранья, чем гнуснее это вранье, тем хуже для них, тем меньше рабочие поверят клеветникам». «Они «пересолили», — замечал Ленин позднее. — Миллионы экземпляров буржуазных газет, на все лады кричащие против большевиков, помогли втянуть массы в оценку большевизма...» За головы обитателей шалаша объявили награду — по 100 тысяч рублей золотом за каждого. Говорили, что по их следам пущены лучшие полицейские силы, собаки-ищейки, включая знаменитую ищейку по кличке Треф...
Пни, на которых отдыхал и работал В.И. Ленин, скрываясь около озера Разлив. Мастер Г. Точенов. Федоскинская лаковая миниатюра. 1961 год
Большевик Александр Шотман, посещавший Ленина в шалаше, передал ему мнение одного товарища: «Вот посмотрите, Ленин в сентябре будет премьер-министром!». Шотман повторил эти слова как забавный курьёз. Но Владимир Ильич спокойно ответил: «В этом ничего нет удивительного». «От такого ответа, — писал Шотман, — я, признаться, немного опешил и поглядел на него с изумлением».
Но Ленин оказался прав: его «зелёный кабинет» стал непосредственным предшественником кабинета главы правительства в Смольном.
Н.Я. Володин. Ленин в Разливе. На этой картине в «зелёный кабинет» добавлено ещё одно «кресло»
Памятник Ленину, работающему в «зелёном кабинете»